ШТЕРТ —тонкий короткий тросовый конец,
ШЛАНГ —гибкая труба из водонепроницаемой материи иди
резины; применяется для подводки жидкостей иди
газа под давлением.
ШЛЮП —небольшое трехмачтовое парусное судно с одной
открытой батареей.
ШЛЮПКА — лодка.
ШЛЮП-БАЛКА — вращающаяся железная балка. Шлюп-бал
ки устанавливаются попарно на борту корабля для
подъема и спуска шлюпок.
ШПАНГОУТ — ребро корпуса корабля.
ШПИЛЬ —особый ворот, устанавливаемый на судах для
вытягивания якорного каната, тяги перлиней и других
работ.
ШТАНДАРТ — флаг главы государства на судне.
ШТИЛЬ —безветрие.
ШТОРМ —по шкале Бофорта ветер в девять баллов ско
ростью в 18,3—21,5 метра в секунду, или, примерно,
сорок пять морских миль в час.
ШТОРМ-ТРАП — тросовая переносная подвесная лестница.
ШТУРВАЛ — механическое устройство, с помощью кото
рого повертывают руль.
ШТУРМАН — кораблеводитель, помощник командира, по во
ждению корабля в море.
ШТУР-ТРОС — цепь или канат, идущий от барабана, вра
щаемого штурвалом, к рулю.
ШХЕРЫ —морское прибрежье, густо усеянное островками
с тесными проливами.
"
А
Э
ЭВОЛЮЦИЯ — маневр,
производимый
находящимися в
строю кораблями для изменения курса, соединения,
расстояния между кораблями, построения в другой
строй и т. д.
ЭКИПАЖ —команда корабля; то же — морская часть на
берегу.
ЭЛЕВАТОР — подъемное приспособление для подачи снаря
дов и зарядов из погребов к орудиям.
ЭЛЛИНГ — место постройки кораблей на берегу, устроен
ное скатом.
ЭСКАДРА —соединение кораблей различных классов, под
чиненное одному начальнику и выделяемое для само
стоятельных действий в море.
ЭШЕЛОН —отряд или небольшое соединение судов разных
классов.
387