Поэзия Полонского многолика. Многие стихотворения представляют собой своего рода маленькую исповедь, лирический монолог не только самого автора, но и его героев. Все это, а также лиричность содержания, предельная простота формы, разговорная естественность интонаций объясняет то, что многие композиторы писали музыку на стихи Полонского.
Музыкальные произведения, написанные на стихи Полонского, отличаются жанровым разнообразием. Это многочисленные романсы, среди которых можно встретить романс бытовой («Моей молоденькой соседке» А. Архангельского), городской («Затворница» Н. Казанли), цыганский («Погадай мне, старуха» Е. Кочубей), элегия («Лебедь» Ф. Боброва), танцевальный («Вальс» Э. Направника), философский («Диссонанс» С. Рахманинова). Несколько сочинений написаны в жанре мелодекламации, которая была популярна на рубеже XIX и XX веков и почти не исполняется ныне («Дубок» С. Кашеварова, «Беглый» Вильгушевича, «Что мне она» З. Рейснер-Куманиной). Есть вокальные дуэты («Луч Надежды» Э. Направника), трио («Птичка» П. Воротникова), хоровые сочинения для разных составов, кантаты («Утро» А. Рубинштейна, «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого» П. Чайковского), инструментальный цикл («Кузнечик-музыкант» М. Иванова»).
Внимательно вчитываясь в название стиха, мы замечаем, что некоторые из них напрямую связаны с музыкой («Из вечности музыка вдруг раздалась…», «И плывут, и растут эти чудные звуки…», «Запой, и все в пленительном покое…»). В других живет то неуловимое, трепетное, глубинное ощущение музыкальности, которое подчас притягивает к одному и тому же тексту разных композиторов («За окном в тени мелькает», «Мое сердце – родине», «Молитва», «Птичка» и др.).
По-особому чутко воспринимали интонации поэтических текстов Я.П. Полонского его современники – П.И. Чайковский и С.И. Танеев. Оба композитора дружили с Яковом Петровичем, состояли с ним в переписке. Чайковским написана опера «Черевички» на либретто Полонского, 2 кантаты, 4 романса, которым присущи жанрово-бытовые черты, эмоциональная открытость. Произведения Танеева (16 романсов и хоры) более сдержанны, философичны. Вокальные сочинения носят названия «стихотворения с музыкой», что подчеркивает пристальное внимание к слову. Среди хоровых произведений Танеева выделяются 12 хоров a capella смешанных голосов op. 27, которые Б.В. Асафьев отметил «как высшее достижение классического стиля русской хоровой музыки».
Полонский Яков Петрович (1820-1898) // Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года): Справочник / Сост. Г.К. Иванов. –
М., 1966–1969. – Выпуск 1. – М., 1966. – С. 273–276.
2.
Пронина Л.А. Яков Полонский и время. – Рязань: Поверенный, 2004. – 132 с.
а также неопубликованным материалам отдела литературы по искусству РОУНБ имени Горького:
3.
«…Мой костер в тумане светит…»: Вокальные произведения на стихи Я. Полонского / Сост. О.Н. Донцова. – Рязань, 2004. – 80 с.
4.
Яков Полонский в русской музыке: Библиографический указатель нотных изданий / Сост.: А.А. Полонский, Т.Ф. Фролова. – Рязань, 2002. – 24 с.
Режим работы библиотеки:
С 9.30 до 20.00, суббота и воскресенье – с 9.30 до 18.00.
Последний четверг месяца – санитарный день.
Адрес библиотеки: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, 52.