РОУНБ > Краеведение > Рязанская область > Памятные даты
Памятные даты Рязанской истории
85 лет со дня рождения Филиппа Фёдоровича МахонинаФ. Ф. Махонин родился 2 марта 1929 г. в деревне Спасск Шацкого района в многодетной крестьянской семье. Кроме него в семье были еще четыре старшие сестры. Пять первых лет свой жизни он прожил в деревне, но детские воспоминания на десятилетия врезались в память будущего художника. Крестьяне-односельчане летом занимались полевыми работами, а в зимнее время уходили на заработки, благо среди них были плотники, каменщики, сапожники. Детские впечатления остались в памяти Филиппа Федоровича на всю жизнь, и приучили к ежедневному и постоянному труду.
В начале 1930-х гг. семья Махониных переехала в Среднюю Азию и обосновалась в Таджикистане, в г. Сталинабаде (ныне г. Душанбе). Смена жизни и быта повлияла на художественное мышление мальчика, который впоследствии отметил, что «…мое детство прошло в экзотическом солнечном Таджикистане. Горные кишлаки, снежные вершины гор, бурные речки с ледяной водой. Яркие, пестрые восточные базары, своеобразные полосатые одежды и чалмы таджиков… Причудливая вереница воспоминаний детства до сих пор вдохновляет меня на создание картин о Востоке».
Жизнь резко изменилась с началом Великой Отечественной войны. Дыхание всенародной беды дошло и до далекого тылового города. В зданиях школ устраивались госпитали для тяжелораненых фронтовиков. В Сталинабад стали эвакуировать предприятия, организации и учреждения из европейской части страны, охваченной пламенем войны. Среди эвакуированных было много представителей творческой интеллигенции – литераторов, искусствоведов, художников, музыкантов; в местном театре стали выступать артисты ведущих театров страны. Они внесли новую струю в творческую жизнь города. Стали возникать театральные студии; приехавшие художники организовали художественную студию для студентов и школьников. В ней юный Филипп и получил первые уроки рисунка и живописи.
С окончанием войны жизнь постепенно стала возвращаться в нормальное русло. Художественную студию преобразовали в художественное училище и предоставили помещение с большими окнами и высокими потолками. Здесь проводились ежедневные занятия по рисунку и живописи, но общеобразовательных дисциплин не было, поэтому среднее образование приходилось получать в вечерней школе рабочей молодежи, где давались знания за 8-й, 9-й и 10-й классы. Таким образом, у юноши день был занят с девяти часов утра до десяти часов вечера.
Десятилетку Махонин окончил в 1948 г. и, получив аттестат зрелости, решил попытаться поступить в художественный институт, хотя в художественном училище окончил только три курса. Попытка увенчалась успехом, и он стал студентом графического факультета Вильнюсского художественного института. Старинный европейский город был весь в развалинах, и студенты института на субботниках расчищали его улицы. Филипп Федорович вспоминает, что «…занятия проходили рядом с костелом Святой Анны. Меня восхищал этот шедевр готической архитектуры своей неповторимой красотой. Ничего подобного до сих пор мне видеть не приходилось».
Через год Махонин принял решение перевестись в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры
В 1956 г. на киностудии «Ленфильм» по мотивам повести
Впоследствии военная тема на долгие годы стала главной в творчестве Махонина, так как, по его словам, «…слишком сильны были переживания того времени в стране, в народе, чтобы можно было о них забыть. И это было характерно для многих художников того времени. Мы этим жили».
В изобразительном искусстве, как и в любом деле, существуют свои технические и технологические особенности. Махонин с успехом овладел многими из них. Так, освоив технику гравюры на линолеуме, впоследствии выполнил цикл работ в этом материале. С большой увлеченностью Филипп Федорович работал в области книжной графики, станковой графики (гравюра на линолеуме), в области графики малых форм (экслибрис), а последние 20 лет – в живописи маслом.
После окончания института молодой художник часто выступал в качестве оформителя и иллюстратора книг, выходивших в ленинградском и московском отделениях издательства «Детская литература»; в течение ряда лет было издано около 40 книг с рисунками Махонина. Работа была творческой и необычайно интересной. Художник стремился сделать каждую книгу индивидуальной, неповторимой, особенной, ведь и дети, и взрослые всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации, иногда в ущерб чтению, подмечая какие-то незначительные их элементы. Иногда приходилось спорить с автором, отстаивая свое видение прочитанного. Процесс оформления книги занимал от двух месяцев до года.
«Среди авторов, с которыми я
В ряду работ художника можно назвать и другие книги, в частности:
Филипп Федорович однажды и сам выступил в качестве автора книги. Это произошло в результате неоднократных поездок в Таджикистан на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, которой было объявлено в 1961 г. строительство Нурекской ГЭС на р. Вахш. Высота плотины станции, составляющая 304 м, делает ее самой высокой плотиной в мире. Восхищенный громадной социалистической стройкой, находясь под неизгладимым впечатлением от увиденного, художник взялся за перо и для детей среднего и старшего школьного возраста создал книгу «Звезда Востока», которая в 1985 г. вышла в Душанбе в издательстве «Маориф» тиражом 7 000 экземпляров.
Кроме книжной графики Махонин работал и в области станковой графики. Первой его работой в этом роде графики, выполненной в 1956–1958 гг., стал цикл рисунков (размером 40х60 см) на сюжеты песен Великой Отечественной войны под общим названием «В дни войны». В него вошли такие произведения, как «Вьется в тесной печурке огонь», «Темная ночь» и другие. Картины стали продолжением тематических работ художника о войне.
Позже последовал триптих «Сталинградцы», где Филипп Федорович помимо черного использовал и красный свет, применив его для написания текста по краю боковых гравюр. На центральном листе под названием «За Волгой для нас земли нет!» изображены бойцы в окопе на фоне испещренной пулями стены. Два боковых листа называются «Клятва перед знаменем» и «Каждый дом – крепость».
Одной из последних картин на военную тему стала гравюра «Петергофский десант», посвященная подвигу десанта, сформированного в Кронштадте из моряков Балтийского флота и высаженного в октябре 1941 г. в районе Нижнего Ново-Петергофского парка. На гравюре изображен бой моряков-десантников с фашистами среди знаменитых фонтанов Петергофа. Ныне полотно находится в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.
Художник отражает в своих работах реалии жизни, черпая свои сюжеты из тех или иных событий. После полета Ю.А. Гагарина в космос Махонин откликнулся на это событие несколькими работами, одна из которых названа «Накануне». На ней изображен первый космонавт, стоящий на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому и задумчиво глядящий в звездное небо. Что готовит грядущий день? Как пройдет полет? Ведь это полет в «незнаемое».
Графические работы художника неоднократно воспроизводились в книгах, периодических изданиях – газетах и журналах («Смена», «Комсомольская правда», «Ленинградская правда», «Правда» и других).
Занимаясь книжной графикой, Филиппу Федоровичу зачастую приходилось работать над рисунками или гравюрами очень маленького размера, требующими тщательной проработки. Это явилось почвой для возникновения интереса к малым графическим формам – экслибрису, книжному знаку. В 1968 г. Махонин впервые выполнил свой экслибрис. Начинал со знаков, которые делал для себя, на свое имя. Позднее делал подарочные экслибрисы, а затем, «набив руку», стал работать и над заказными книжными знаками. Увлекает его создание цветного экслибриса, при работе над которым используются несколько красок.
Как художник-экслибрисист Махонин получил большую известность во всем мире. Его произведения участвовали во множестве выставок как крупных, так и небольших в нашей стране и за рубежом; они экспонировались на выставках во Франции, Голландии, Финляндии, Польше, Венгрии, Англии, Испании, Италии, Чехословакии, Индии и США. Махонинские экслибрисы хранятся во многих частных коллекциях и музеях; они многократно воспроизводились в журналах, газетах, книгах и каталогах.
Особую известность получил знак «Из книг, спасенных в блокаду», выполненный для ленинградского художника и поэта Леонида Осиповича Мисюка. Он двенадцатилетним мальчишкой вытащил из развалин квартиры, разрушенной бомбой, уцелевшие книги и из последних сил перевез их на санках домой. Филипп Федорович, узнав эту историю, захотел сделать что-то приятное этому скромному человеку. Так появился удивительный экслибрис: мальчик в пальтишке, перевязанный шарфом, в ушанке со спущенными ушами и валенках тащит за собой сквозь метель, порывы которой похожи на языки пламени, санки с пачками книг. На рисунке текст «Из книг, спасенных в блокаду» и имя владельца.
Экслибрис Махонина, выполненный в качестве подарка для кандидата медицинских наук, лауреата Государственной премии СССР, ведущего популярной телепередачи «Клуб путешественников» (1973–2003 гг.) Юрия Александровича Сенкевича, газета «Известия», выходившая тиражом 30 млн. экземпляров, использовала в качестве заглавной эмблемы для сообщений о плавании папирусной лодки «Ра-2».
Филипп Федорович рассказывает, что «…в последние полтора десятка лет стал уделять большое внимание живописи маслом. Начал с показа пейзажей и участия в художественных лотереях (которые тогда регулярно проводились)... Графика отошла на второй план. А потом, после выхода на пенсию, стал заниматься только живописью. Как в графике, так и в живописи стали постепенно складываться направления, определенные циклы работ. Одно из направлений – это пейзажи родной стороны. Ведь я родом из рязанской деревни, и природа средней России, ее поля, пригорки, леса и тропинки – все это родное».
Привлекают художника картины родной природы: пейзаж с тающим весенним снегом, занесенная снегом дорога на окраине села, талый ручеек в перелеске, зимняя улочка в небольшом русском городке, снежная долина с церковью вдали… Иной колорит у картин с «летними» сюжетами. Здесь художник предпочитает яркие, играющие разными оттенками краски, создающие праздничное настроение. Любит работать Махонин и над натюрмортами, на которых, как страстный любитель леса, изображает результаты «тихой охоты» – грибы и ягоды.
В 2006 г. в Туле вышел из печати настенный календарь на 2007 г. «Родные картинки» с репродукциями пейзажей Махонина на каждый месяц: январь – «Мороз и солнце», февраль – «В районном городке», март – «Весеннее солнце», апрель – «Апрельский разлив», май – «Майский ветер», июнь – «Прогулка в лес», июль – «Радостные дни детства», август – «Пасмурные дни августа», сентябрь – «Русский пейзаж», октябрь – «Тихий вечер», ноябрь – «Площадь городка», декабрь – «Зимний вечер». Некоторые картины, репродукции которых помещены в издании, находятся в частных коллекциях в Англии (Лондон, Ливерпуль), Италии, Канаде (Монреаль) и Франции (Гренобль).
С 10 февраля по 11 марта 2011 г. в Санкт-Петербурге в Библиотеке книжной графики проходила выставка «Книжные знаки петербургских художников», на которой в числе других были представлены и работы
Член Союза художников СССР с 1956 г., после 1991 г. – Всероссийской творческой общественной организации (ВТОО) «Союз художников России», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, участник многочисленных международных, всесоюзных и республиканских выставок.
Подробнее см.: Мельничук Г. А. Махонин Филипп Федорович: (К 85-летию со дня рождения художника-графика, члена Союза художников СССР, члена ВТОО «Союз художников России», члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств) / Г. А. Мельничук, В. Е. Потехин // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2014 год. – Рязань: Сервис, 2013. – С. 62–70. – Библиогр.: с. 69–70.
02.03.2014
|
Поиск материалов по дате изменения