dfsdfsdfsfds
Новая версия сайта
РОУНБ > Краеведение > Рязанская область > Памятные даты
Памятные даты Рязанской истории

75 лет со дня рождения Юрия Дмитриевича Дубровина

 
Ю.Д. Дубровин родился 1 августа 1939 г. в городе Ряжске. Учился в Ряжской средней школе № 2, где был активным участником художественной самодеятельности. По окончании школы в 1957 г. поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) в актерско-режиссерскую мастерскую М.И. Ромма, которую окончил в 1962 г. Первое появление Дубровина на экране (в роли дружинника в короткометражке «Ребята с нашего двора») состоялось в 1959 г., а первое упоминание в титрах связано в эпизодической ролью лейтенанта Сенечки в фильме С.И. Ростоцкого «На семи ветрах» (1962). Ею открывается галерея образов солдат и офицеров Великой Отечественной, много раз воплощавшихся Дубровиным в кино. Самой яркой в этом ряду оказалась роль Пети Золотарева в «Живых и мертвых», удостоившаяся упоминания в «Истории советского кино» как одна из актерских удач ставшего отечественной киноклассикой фильма. Эта роль стала также дипломной работой Дубровина во ВГИКе. По окончании института Дубровин выбрал местом работы Киевскую киностудии им. А.П. Довженко, где прослужил с 1963 по 1989 гг. С 1999 по 2008 г. актер жил в родном Ряжске, продолжая сниматься в кино; затем обстоятельства заставили его вернуться в Киев.


фото 1 фото 2 фото 3 фото 4

 
 
 
 


За свою карьеру Дубровин сыграл в 130 фильмах, в основном, в ролях второго плана или в эпизодах. Лучшие работы в этом ряду – Вятский («Мы, русский народ», 1965), Громыхало («На войне как на войне», 1968), рыжий («Дерзость», 1971), Большаков («Проверка на дорогах», 1971), порубщик («Бирюк», 1977)

Главных ролей в карьере актера немного – Шубин («Первый посетитель», 1966), отец («Белые тучи», 1968), Никитич («Очки от солнца», 1980), Сафронов («Окраина», 1998). Но и самое недолгое пребывание на экране Дубровин успевает сделать запоминающимся, поражая зрителя то своей типажной, органической достоверностью, то причудливостью набрасываемого несколькими штрихами характера. Точность пластического рисунка, безукоризненное интонирование (Дубровин – великолепный чтец) свойственно всем ролям актера. Дубровин в равной степени убедителен и сливаясь с фоном, как в «20 днях без войны» (1976), и когда его герои застигнуты в момент сильнейшего психологического напряжения, как в «Бирюке» или «Легенде о княгине Ольге» (1983). Судьба наделила актера внешностью обыденной, даже простоватой. Но облик «человека из толпы» контрастирует с латентной неординарностью его персонажей, их «вторым дном», часто остающимся нерасшифрованным в контексте фильма.

Автор этих строк был свидетелем того, как Дубровин, в один из нечастых своих наездов в Москву, давал корреспонденту интервью в фойе Дома кино. Делал он это вдохновенно. Проходившая мимо народная артистка СССР Татьяна Самойлова, остановилась, прислушалась, потом спрашивает: «Простите, Вы актер?». «Я неудавшийся актер», - отвечает Юрий Дмитриевич – он и в самом деле считает себя таковым. «А мне кажется, что Вы очень большой актер!», – говорит Самойлова.

Действительно, Дубровина не спутаешь ни с кем; в многолюдном актерском мире у него нет «двойников», а это редкое свойство. Когда история отечественного кино будет написана по-настоящему, а масштаб ее деятелей будет установлен не по званиям и наградам, а по «гамбургскому счету», выяснится, что на периферийной студии им. Довженко, в не самые лучшие ее годы, безотказно снимаясь в любых фильмах, работал выдающийся, быть может – гениальный актер. Способный одним лишь взглядом передать и внутренний свет, и черную бездну, несущий в себе какую-то нездешность, неразгаданную тайну. Дубровин и в жизни – самобытный философ, чья мысль и речь творятся на глазах, как у героев Андрея Платонова, никогда не вписываясь в шаблон. Скромнейший, благороднейший человек, альтруист, снимавшийся в короткометражках студентов бесплатно, но вместе с тем - жаркий, непримиримый враг всякой несправедливости, близкий в этом отношении своему герою из луциковской «Окраины» – таков Юрий Дмитриевич Дубровин.

Фильмография:

«Ребята с нашего двора» (1959), «В пути» (1961), «На семи ветрах» (1962), «Живые и мертвые» (1963), «Пядь земли» (1964), «Мы, русский народ», «Первый посетитель» (1965), «Кто вернется – долюбит» (1966), «Особое мнение», «Пароль не нужен», «Сергей Лазо», «Четыре страницы одной молодой жизни» (1967), «Белые тучи», «На войне как на войне», «Освобождение» (1968), т/ф «Варькина земля», «Остров Волчий», «Почтовый роман» (1969) «Мир хижинам, война дворцам», «Севастополь», «Узники Бомона» (1970), «Даурия», «Дерзость», «Море нашей надежды», «Проверка на дорогах» (1972), «Всадники», «Наперекор всему» (1972), «Будни уголовного розыска», т/ф «Как закалялась сталь», т/ф «Старая крепость», «Цемент», «Дума о Ковпаке. Фильм 1-й: Набат» (1973), «Тайна партизанской землянки» (1974), «Весна 29-го», «Дума о Ковпаке. Фильм 2-й: Буран», «Каштанка», «Красный петух Плимутрок», «Любовь с первого взгляда», «Побег из дворца», «Порт», «Там вдали, за рекой» (1975), «Вдовы», «20 дней без войны», «Кадкина всякий знает», «Праздник печеной картошки» (1976), «Бирюк», «Красные дипкурьеры», «Талант» (1977), т/ф «Д’Артаньян и три мушкетера», т/ф «Короли и капуста», «Ошибки юности», т/ф «Огненные дороги. Фильм 1-й: Сердце поэта» (1978), «Дикая охота короля Стаха», «Ждите связного», т/ф «Огненные дороги. Фильм 2-й: В поисках истины», «Поезд чрезвычайного назначения», «Пробивной человек», т/ф «Расколотое небо» (1979), «Кто заплатит за удачу», «Очки от солнца», т/ф «Школа» (1980), «Деревенская история», «Под свист пуль», «Смотри в оба», «Черный треугольник» (1981), «Влюблен по собственному желанию», «Житие святых сестер», т/ф «Огненные дороги. Фильм 3-й: Певец революции», «Похождения графа Невзорова» (1982), «Военно-полевой роман», «Легенда о княгине Ольге», «Требуются мужчины» (1983), «В лесах под Ковелем», «Володькина жизнь», «Зачем человеку крылья», «На миг оглянуться», т/ф «Огненные дороги. Фильм 4-й: Борющийся Туркестан», «Украденное счастье» (1984), т/ф «Батальоны просят огня», «Володя большой, Володя маленький», «Вот моя деревня», «Как молоды мы были», «Мужчины есть мужчины», т/ф «Накануне», «Ради нескольких строчек», «Сезон чудес» (1985), «Капитан “Пилигрима”», «Обвиняется свадьба», «Обида», «Первый парень» (1986), «Даниил – князь Галицкий», «Дни и годы Николая Батыгина», «Жил-был Шишлов», «Лиловый шар», «Мисс миллионерша», «Ночной экипаж», «Оглашению не подлежит», «Честь имею» (1987), «Без мундира», «Бич Божий», «Генеральная репетиция», «Горы дымят», «Зона», «Криминальный талант», «Любовь к ближнему», «Узник замка Иф», «Фантастическая история» (1988), «Этюды о Врубеле», «Искусство жить в Одессе» (1989), «Гамбринус», «Допинг для ангелов» (1990), «Голод-33», «Пьющие кровь», т/ф «Хмель» (1991), т/ф «Мушкетеры 20 лет спустя», «Похитители воды» (1992), «Елисейские поля», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Секретный эшелон», «Тайны королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя», «Трам-тарарам, или Бухты-барахты» (1993), «Притча про светлицу» (1994), «Партитура на могильном камне» (1995), «Окраина» (1998), «Казачья быль» (1999), т/ф «Агент национальной безопасности-2» (2000), «Шукшинские рассказы» (2002), «Богатство», «Секонд-хенд» (2004), т/ф «Есенин» (2005), «Барин» (2006).

Награды:

Приз за лучшую мужскую роль (в фильме «Окраина») 3-го Международного фестиваля актеров кино «Стожары» (Киев, 1999).
Приз «За вклад в киноискусство» 2-го кинофестиваля «Окраина (Рязанская ретроспектива) » (Рязань, 2004).
А.О. Никитин

Литература:

Никитин А.О. Дубровин Юрий Дмитриевич : (К 75-летию заслуженного артиста Российской Федерации, почетного гражданина города Ряжска) / А.О. Никитин, сост. библиогр. Л.Н. Чернышева // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2014 год. – Рязань : Сервис, 2013. – С. 105-107. – Библиогр. : с. 108.
Юрий  Дмитриевич  Дубровин
Юрий  Дмитриевич  Дубровин

13.08.2014

Поиск материалов по дате изменения

-
в названии
в тексте
по тегам
Рязанская область
Библиотеки области
Клубы краеведов
Ресурсы
видео
документы
новости
фотогалереи