dfsdfsdfsfds
Новая версия сайта
РОУНБ > Краеведение > Рязанская область > Памятные даты
Памятные даты Рязанской истории

85 лет со дня рождения Евгения Федоровича Биценко

 
20 октября исполняется 85 лет со дня рождения члена Союза художников СССР, заслуженного художника России Евгения Федоровича Биценко (1930), уроженца деревни Кулаково Пронского района.

5 # 1
 
 
 
 























Е.Ф. Биценко родился 20 октября 1930 г. в деревне Кулаково Пронского района. В том же году семья – родители и четверо детей - переехала в г. Спас-Клепики – центр Клепиковского района. Мать, Евдокия Кузьминична, в девичестве Цыплакова, уроженка деревни Кулаково Пронского уезда Рязанской губернии - крестьянского происхождения, была домохозяйкой. Отец, Федор Афанасьевич - выходец с Украины, рабочий. Школа, в которой учился Евгений Федорович, находилась в здании бывшей Спас-Клепиковской второклассной учительской школы, где с 1909 по 1912 г. учился С.А. Есенин. 

В 1945 г. Евгений Федорович поступил в Рязанское художественное училище (ныне РХУ им. Г.К. Вагнера). Послевоенные годы стали подлинно расцветом художественно-педагогической школы. Именно тогда свою преподавательскую деятельность в РХУ начали художники-профессионалы нового поколения, окончившие Российскую Академию художеств – Г.Н. Раков, И.А. Акинчев, С.В. Якушевский, Н.П. Игнатов, П.И. Будкин, И.П. Веселкин, В.Е. Куракин (о котором Евгений Федорович до сих пор вспоминает с особой теплотой). В 1947 - 1948 учебном году в должности преподавателя истории искусства работал Г.К. Вагнер. 

Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ Степан Михайлович Степашкин позднее так вспоминал о годах совместной с Биценко учебы: «В год окончания войны вновь открылось Рязанское художественное училище. Вернулись в него уцелевшие на войне бывшие его ученики, с орденами, медалями. В армейской форме, а между нами – пацаны, только окончившие семилетку. Бывшие солдаты и подростки стремились стать художниками, не очень сознавая, что это такое. В то время со мной, фронтовиком, на одном курсе учился парнишка из Клепиков – Женя Биценко, - небольшого роста, общительный, не лишенный тщеславия и напористости быть в числе первых, таков он и до сих пор. Мы, «старики», учились остервенело, как шли в бой, а «малолетки» не утруждали себя. Только Женя Биценко не отставал от нас и мы признавали его равным, своим. С нашего курса только Биценко поступил учиться в знаменитую Академию Художеств. Завидовали ему, всем туда мечталось попасть…» 

В 1950 г., получив среднее профессиональное образование, Евгений Федорович поступил на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде, где продолжил учебу в мастерской представителя русской реалистической школы, ученика И.Е. Репина - Ивана Петровича Степашкина. По результатам защиты дипломной работы молодого художника, которой стала картина «Русские моряки», Е.Ф. Биценко была присвоена квалификацию художника живописи. 

В 1956 г. Биценко по распределению направлен в г. Кисловодск Ставропольского края. В начале 1960-х гг. переехал в один из краевых центров Северного Кавказа - г. Ставрополь. Евгений Федорович стал вторым художников с академическим образованием после выпускника Санкт-Петербургской академии художеств В.И. Смирнова, избравшего этот город для жительства в далеком 1877 г. Благодаря своей активной жизненной позиции Е.Ф. Биценко всегда был в центре самых важных событий общественной и культурной жизни Ставропольского края. 

Принимая деятельное участие в художественной и культурной жизни, Евгений Федорович выступил одним из инициаторов создания клуба творческой интеллигенции города. На заседания клуба приходили люди самых разных профессий – журналисты, ученые, медики, писатели, обладавшие общей отличительной чертой: всех их объединял творческий подход к своему делу, эмоциональная чуткость и отзывчивость, оптимистичное желание жить полноценной, активной, плодотворной жизнью. 

Евгений Федорович принимал живое участие в создании экспозиции народной картинной галереи, разместившейся в здании правления колхоза имени ХХ съезда КПСС в г. Новопавловске – центре Кировского района Ставропольского края. В ней были представлены полотна, созданные художниками РСФСР Е.Ф. Биценко, Л.Ф. Попандопуло, Н.Ф. Рыбновым, О.К. Урюпиным и другими. Специально для галереи в 1969-1991 гг. ставропольские художники написали портреты знатных тружеников колхоза: механизаторов Н.П. Бородина и В.Н. Водотыко, мастера машинного доения М.В. Артюх, агронома М.Т. Погореловой, овощевода К.Д. Мамаевой, заместителя председателя колхоза Н.И. Резниченко, педагогов ученической бригады имени Ю. А. Гагарина С.З. Сухиной и Т.Г. Анциборовой с учащимися, групповые портреты коллектива полеводческой бригады № 3», картины «Вид на культстан бригады № 4», «Вечер», «Пруд», «Детский сад колхоза» и другие. Ныне в этом здании находится филиал Ставропольского государственного музея-заповедника «Новопавловский историко-краеведческий музей». 

В 1960 г. Евгений Федорович принят в члены Союза художников СССР. 

В 1957 г. началось строительство Кубань-Калаусской обводнительно-оросительной системы протяженностью 480 км для организации водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставрополья, названной Большим Ставропольским каналом (БСК). Канал начинался у г. Усть-Джегута на р. Кубань и должен был оканчиваться у Чограйского водохранилища на р. Восточный Маныч. В начале 1970-х гг., когда велись работы по завершению второй очереди канала, состоялась поездка художника на гигантскую стройку. Позже Евгений Федорович вспоминал: «Видел я и сшибку мнений, когда возникали какие-то проблемы, и проявление характеров, и самое главное – осознанное отношение к делу, понимание важности своей работы. Я имею в виду тот, увы, редкий по нынешним временам случай, когда люди работают не только из-за денег; работают не за страх, а за совесть. Какие руки были у этих строителей, какие лица!.. На БСК я сделал около ста с лишним набросков и портретов. Эти руки были на краевой выставке, потом вышел красочный альбом, который разошелся моментально». 

В 1960-е гг. в Ставрополе по инициативе и активном участии краевого отделения Союза художников СССР, состоялось открытие целого ряда учреждений, деятельность которых была призвана оживить и обогатить культурную составляющую жизни региона. Началось движение ученических бригад в Новопавловске. На базе старейшего в регионе Ставропольского краеведческого музея в 1962 г. открыт Ставропольский краевой музей изобразительных искусств. В 1969 г. состоялся первый набор в Ставропольское краевое художественное училище. Преподавателями вновь созданного учебного заведения стали многие профессиональные художники Ставрополья, заложив фундамент системы художественного образования в регионе. Евгений Федорович в течение почти десяти лет вел в училище уроки живописи, рисунка и композиции, плодотворно совмещая творчество с наставничеством. 

Многочисленные поездки, новые впечатления и знакомства, личные беседы и встречи, ежедневные эскизы и зарисовки – все это способствовало творческому становлению мастера. Ставропольский искусствовед О.Б. Бендюк нашла очень верные слова, характеризующие творчество Евгения Федоровича: «Биценко не принадлежит к художникам «места». Он русский художник – художник России. Для него везде важны люди, характеры. Может, поэтому и жанр любимый – портрет. И сколь бы ни близка была живопись, рисунку он отдает предпочтение. А рисовальщик Биценко виртуозный!» 

Влюбленный в людей, своим основным жанром он выбрал портрет, - разный и многоплановый, но всегда яркий и выразительный. Поражает правдивость картин; в каждом лице – свои эмоции, нрав, характер. Герои картин – врачи, педагоги, сельские труженики – люди, нелегким каждодневным трудом зарабатывающие «хлеб насущный», лица которых наполнены одновременно заботой и светом. Много работ посвящено жизни тружеников села: стрижка овец, жатва, сбор урожая – все это нашло отражение в картинах мастера. «Помню», как писал портреты чабанов и трактористов, - рассказывал позднее художник, - писал и на тему знаменитого ипатовского метода комплексной уборки урожая. И делал это с удовольствием! Чувствовал себя частью жизни, подъема, напряженного труда. Я и сегодня очень люблю рисунки той поры: прекрасные лица, удивительные люди…» Многие из работ Биценко этого периода творчества пополнили коллекцию «Художники Ставрополья», формируемую сотрудниками Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Сегодня в фондах музея находится 55 работ мастера. 

Работая на Ставрополье, ставшем ему второй родиной, он никогда не забывал о своих корнях. «Мои земляки» - так называется серия портретов людей самых разных профессий, выполненная мастером в Мещере. Самобытные, колоритные полотна художника передают силу, честность и твердость русского характера. За каждым портретом кроется что-то неповторимое, особенное, неподвластное простому обывательскому — значит взгляду, но не скрывшееся от цепкого взора художника. «Писать портрет проникать в душу человека, чувствовать его, впитывать в себя лучшие проявления души», - отмечал в одном из интервью Евгений Федорович. 

Около двенадцати лет художник посвятил созданию портрета знаменитого земляка – Сергея Александровича Есенина. Ныне это монументальное полотно является частью экспозиции, развернутой в здании Спас-Клепиковской второклассной учительской школы – филиале Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в Константиново и рассказывающей об учебе поэта в этой школе в 1909-1912 гг. 

Теме Великой Отечественной войны посвящена серия портретов ее героев: «Участник Великой Отечественной войны Мальков», «Участник Великой Отечественной войны И. Углев», и, как апогей преданности русского солдата Родине, - «Пропавший без вести»… Всего около 100 портретов, объединенных вечно живой темой. 

«Библейские сюжеты» - еще одна яркая страница творчества неутомимого автора. Этику православия с ранних лет воспитывала в нем мать, по-житейски мудро и просто доносила она сыну прописные истины, которые позже перевоплотились в настоящую веру. 

Указом Президента РФ № 1669 от 11 декабря 1996 г. за заслуги в области искусства Евгений Федорович Биценко удостоен звания «Заслуженный художник России». 

С 1999 по 2001 г. вместе с сыном - художником Максимом Биценко мастер регулярно посещал места боевых действий в Чеченской Республике. Армейские палатки, боевые «вертушки», солдатские будни… В течение трех лет (1999-2001 гг.) вместе с бойцами Итум-Калинского погранотряда летали они на боевых «вертушках» на границу Чечни и Грузии и в Аргунское ущелье. Серия рисунков под названием «Путевые наброски. Репортаж из Аргунского ущелья», изображающих военачальников и простых солдат – героев границы, несколько лет путешествовала по городам России, участвуя в выставках и экспозициях. В 2003 г. за серию портретов «Чеченский альбом» художник удостоен премии Федеральной пограничной службы России «Золотой венец России». 

Активная выставочная деятельность художника началась с 1956 г. 

Первая краевая выставка действовала в 1956-1957 гг. в Нарзанной галерее г. Кисловодска. Участник выставки дипломных работ выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР (1956 г., Ленинград), всесоюзной выставки «40 лет ВЛКСМ» (1958 г., г. Москва), всероссийских выставок - к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1957 г., г. Москва), «Советская Россия» (1960 г., г. Москва), «Советский Юг» (1964 г., г. Ростов-на-Дону). 

2 августа 1986 г. в Спас-Клепиках состоялось открытие выставки работ художника, на котором присутствовал член Союза художников СССР, преподаватель Евгения Федоровича в годы его учебы в Рязанском художественном училище В.Е. Куракин. Осуществилась давняя мечта мастера – организовать выставку своих работ в родном городе. Подавляющее большинство полотен составили портреты земляков, представителей разных поколений и профессий. В одной из публикаций районной газеты, посвященной этому событию, автор отмечает, что художник «…постоянно ищет новые формы выразительности, работает в разных жанрах, разными материалами. Но что бы ни создавал он: портрет, пейзаж, бытовую картину, графический рисунок – во всем видна тяга художника к тому, чтобы передать духовное в человеке, его доброту, стремление к познанию и творчеству, сострадание». 

В декабре 1986 г. в выставочном зале Рязанской организации Союза художников РСФСР открылась совместная выставка Е.Ф. Биценко и его учителя - художника В.Е. Куракина. 

В 1988 г. в Центральном выставочном зале г. Ставрополя работала выставка художника Е.Ф. Биценко, в 1994 г. в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств – совместная выставка «Отец и сын Биценко». 

В 1999 г. Е.Ф. Биценко был участником всероссийской выставки «Россия – IX» в Москве. 

В 2000 г. в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств состоялась персональная выставка художника, на которой было представлено более 200 произведений живописи, графики, многие из которых – впервые. «Евгений Биценко не только окончил Ленинградский художественный институт имени И. Е. Репина. Главное, он на всю жизнь остался верен творческим принципам великого мастера – приверженность правде, психологизм, высокая духовность и нравственность… Евгений Федорович с достоинством несет высокое звание заслуженного художника России. Пробуждая искусством в каждом из нас лучшие человеческие качества, он и сам всегда остается Человеком с большой буквы», - отмечал ставропольский журналист Г. Мирный. 

В 2001 г. в Спас-Клепиках состоялась персональная выставка «Клепиковский альбом». 

В 2002 г. в Спас-Клепиковском филиале Государственного музея-заповедника С.А. Есенина открылась выставка «Чеченский альбом». В 2003 г. выставка «Чеченский альбом» работала в Центральном Доме пограничника в Москве, в том же году она экспонировалась в Доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче. За участие в Международной выставке в Москве, посвященной 60-летию Великой Победы, Биценко награжден премией губернатора Рязанской области. 

В 2008 г. принимал участие в 10-й региональной выставке «Художники центральных областей России» в г. Ярославле. 

В 2009 г. в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» в Рязани работала персональная выставка Е.Ф. Биценко. 

В 2010 г., к 80-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности художника, в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств была организована персональная выставка художника «Новая встреча». Экспозиция поражала зрителей контрастностью жанров и тематики: трудовые будни советских людей, пейзажи, натюрморты, ироничные полотна публицистического характера, библейская серия, портреты, картины-притчи… 

В 2013 г. в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина работала персональная выставка Е.Ф. Биценко «Живопись. Графика». В экспозиции были представлены более полусотни произведений, созданных в лучших традициях русской реалистической школы. Графические портреты, выполненные карандашом, пастелью, картины на библейские темы, знакомили посетителей с основными направлениями творческих поисков художника. 

В 2015 г. в выставочном зале Союза художников г. Рязани действовала выставка, посвященная 700-летию С. Радонежского. 5 мая 2015 г. в Клепиковском районном Доме культуры была открыта персональная выставка художника «Они сражались за Родину», посвященная 70-летию со Дня Победы. 

Работы художника находятся в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, Пятигорском краеведческом музее, в филиале Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в Спас-Клепиках. 

 В настоящее время Евгений Федорович Биценко живет и трудится в г. Спас-Клепики. Много сил и упорства художник прилагает к тому, чтобы в районном центре появилась картинная галерея, в фонды которой художник готов передать около 1000 своих работ. 

Литература: 

Биценко Е. Ф. Большая трасса. – Ставрополь : Ставропольское кн. изд-во, 1975. – 96 с. 

Биценко Е. Ф. Миниатюрный альбом : (живопись, графика). – Рязань, 2009. – 103 с. : ил. 

Евгений Биценко : живопись, графика / Ряз. гос. обл. худож. музей им. И. П. Пожалостина. – Рязань, 2012. – 6 л. : в основном ил. 

 *** 
Биценко Е. Ф. «Пристально всматриваюсь в жизнь» / записал Н. Евтушенко // Кавказская здравница (Пятигорск). – 1986. – 1 июля. 

Биценко Е. Ф. Поверять совесть // Ставропольская правда. – 1988. - 7 апр. 

Биценко Е. Ф. Живите не в пространстве, а во времени / записал Л. Охотько // Молодой ленинец (Ставрополь). – 1989. – 1 янв. 

Биценко Е. Ф. Время – моя радость и боль // Ставропольская правда. – 1989. – 10 февр. 

Биценко Е. Ф. «В конечном счете все в наших руках» // Новая Мещера (Спас-Клепики). – 1990. – 21 июля. 

Биценко Е. Ф. Детское увлечение стало смыслом жизни / Е. Ф. Биценко ; беседовала М. Гришина // Там же. - 2002. - 29 янв. 

Биценко Е. Ф. «Надеюсь, наши работы расскажут потомкам о Чеченской войне» / Е. Ф. Биценко ; подгот. Л. Пикулина // Там же. – 2003. - 11 февр. 

Биценко Е. Ф. Портрет на память // Там же. - 2004. - 16 нояб. 

Биценко Е. Ф. Рисую ветеранов с воодушевлением // Там же. - 2005. - 10 июня. 

*** 

Работы молодых художников // Сталинское знамя. - 1949. - 28 июня. 

 Биценко Евгений Федорович // Художники народов СССР : биобиблиогр. слов. / гл. сост. О. Э. Вольценбург. - Москва, 1970. – Т. 1. – С. 403. 

Художник Биценко в Клепиках // Новая Мещера (Спас-Клепики). – 1986. – 29 июля. 

Петрова О. Встреча с искусством // Там же. – 1986. – 5 авг. 

Крылов А. Выразительно, жизненно // Там же. – 1988. – 30 янв. 

Олин А. Наедине с истиной // Там же. – 1992. – 24 окт. [Выставка художников В.Е. Куракина, Е.Ф. Биценко] // Приокская правда. – 1986. - 23 дек. 

Савостина О. Евгений Биценко: Я с удовольствием пишу лица моих дорогих клепиковцев, чутких, добрых, открытых // Новая Мещера (Спас-Клепики). - 1998. - 17 марта. 

Россия в светлых тонах // Там же. – 2001. - 9 февр. 

Гордиенко В. По дорогам войны // Рязанские ведомости. – 2002. - 6 марта. 

Степашкин С. «Чеченский дневник» // Новая Мещера (Спас-Клепики). – 2002. - 23 апр. 

Сашина Л. Ах, вернисаж // Там же. - 2002. - 23 авг. 

Гордиенко В. Военные пути-дороги художников Биценко // Рязанские ведомости. – 2003. - 16 июля. 

Дмитриева М. Художник Биценко в гостях у гравера Пожалостина // Новая Мещера (Спас-Клепики). – 2003. - 22 июля. 

Мартолина М. Жизнь героя ведет человечество // За возрождение России. – 2003. - июль. 

Офицерова Т. Военно-полевой портрет // Правда. - 2004. - 20-21 янв. – С. 6. 

Артемова Л. С портретов смотрели они, как живые // Новая Мещера (Спас-Клепики). – 2005. - 20 мая. 

Артемова Л. Признание мастера / фот. автора // Там же. - 2005. - 2 авг. 

Артемова Л. Евгений Биценко: «Успех - это день, прожитый не напрасно» // Там же. – 2005. - 21 окт. 

Артемова Л. Библейские мотивы. // Там же. - 2006. - 20 янв. 

Артемова Л. Ах, эта белая сирень!.. // Там же. - 2006. - 1 авг. 

Артемова Л. Позади - пятьдесят творческих лет. Впереди - новые работы. // Там же. – 2006. - 31 окт. 

Артемова Л. [Евгений Федорович Биценко] / фот. автора // Там же. - 2007. - 16 окт. 

Артемова Л. «Я видел своими глазами» // Там же. - 2007. - 4 дек. 

Артемова Л. 20 лет мечтает о картинной галерее // Там же. – 2008. - 1 апр. 

Артемова Л. Живопись и графика Евгения Биценко // Там же. - 2009. - 23 июня. 

Артемова Л. Художник призывает к диалогу // Там же. – 2009. - 30 июня. 

Ликий Г. У художника Евгения Биценко // Там же. - 2009. - 6 окт. 

Чистяков Н. Встреча с прекрасным // Там же. - 2010. - 15 янв. 

Артемова Л. Портрет, как символ жизни той... // Там же. – 2010. - 7 мая. 

Суслина О. Портрет на фоне // Там же. – 2010. - 21 сент. 

Артемова Л. «И чувствую, чувствую - всем нутром своим...» // Там же. - 2010. - 19 окт. 

Артемова Л. «Я становлюсь богаче» // Там же. – 2011. - 25 янв. 

 Артемова Л. Мастер делает подарок // Там же . – 2011. - 10 июня. [Выставка Евгения Биценко] // Рязанские ведомости. - 2011. - 15 июня. 

Коренева Е. Мечты о галерее // Там же. – 2011. - 5 июля. 

Лисин А. Гимн трудовому человеку России // Приокская правда. – 2012. - 20 дек. 

Егорова Е. С картин смотрят знакомые лица // Новая Мещера (Спас-Клепики). - 2012. - 21 дек. 

Мартолина М. А здесь жива Россия!.. / фот. автора // Вечерняя Рязань. - 2012. - 27 дек. 

Синяева Т. Б., Дрождина В. В. Биценко Евгений Федорович // Синяева Т. Б., Дрождина В. В. Художники Рязанского края XIX – начала XXI веков : биобиблиогр. слов. – Рязань, 2010. – С. 24 : фот. – Библиогр.: с. 24. 

Коренева Е. Образы современников : портретная галерея от художника из Спас-Клепиков // Рязанские ведомости. – 2013. - 19 янв. 

Полохова Е. Портрет эпохи / Е. Полохова ; фот. автора // Там же. - 2015. - 21 окт. 

Фото Е.В. Полоховой.

 Е.В. Полохова,
 главный библиограф 
краеведческого информационного отдела 

24.11.2015

Поиск материалов по дате изменения

-
в названии
в тексте
по тегам
Рязанская область
Библиотеки области
Клубы краеведов
Ресурсы
видео
документы
новости
фотогалереи