Page 102 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 102
бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского
девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (современ-
ный посёлок Агра-Пустынь), по имени её основательницы – великой рязанской княгини
Агриппины. Она же стала и первой игуменьей монастыря. Однако в начале XIX века
монастырь пришёл в упадок.
Видеть монашескую обитель именно на Чёрной горе пожелало Михайловское купечест-
во. Их прошение было утверждено Михайловской городской думой. С тех пор жители
города обещали постоянно прикладывать усилия и старание к приведению сего святого
места «во всевозможное совершенство»…».
Дивный свет на Чёрной горе. // Панорама города. – 2009. – 1 июля
Одно старинное предание связывает название Черной горы с подвизавшимся там
монахом, или чернецом. Монах обретался на западном склоне, в пещерке близ обильно
бившего здесь родника. Бывшая монахиня Покровского монастыря Феклуша, пережив-
шая славу, разрушение и гибель обители, пересказывала предание, по которому этот
чернец и предрек возведение на этой горе храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В видении, ему явившемся, воспарившая над горой Богородица осыпала это место
цветами. Возможно, что речь идет о легендарном угоднике Божием Прокопии, мощи
которого обретались на старом кладбище Черной горы. К мощам этого Прокопия иерей
Феофилакт (1789–1840), зная многих здесь упокоившихся, подводил немощных и
бесноватых к одному из захоронений, читал над ними и настаивал:
– Здесь мощи Прокопия!
А когда страдальцам становилось легче, он напутствовал:
– Теперь вы здоровы, но не я вас исцелил, а угодник Божий Прокопий.
Иерей Феофилакт – Христа ради юродивый также причастен к пророчеству о возведении
на Черной горе храма Пресвятой Богородицы. Часто гостя в старой здешней богадельне,
он, испрося клубок шерсти или моток ниток, начинал мерить то место, где быть мона-
стырю, а на месте, где впоследствии был возведен Собор и алтарь, делал из камешков
что-то вроде престола, приговаривая:
– На этом месте Лавра будет! О! Как хорошо! И будут мощи!
К тому времени, а именно к первой четверти девятнадцатого века, стоявший близ Рязани
Покровский Пустынский женский монастырь стал ветшать и разрушаться. До 1818 года
он назывался Рязанским Пустынским девичьим монастырем. В просторечии его называли
Агрофенской пустынью. Начало и основание этого монастыря относится к 1507 году.
Первая его игуменья Агрофена (Агриппа) происходила из боярского рода Глебовых.
Обитель находилась в 12 верстах от Рязани. Монастырская соборная церковь и мона-
стырские постройки располагались при озере Куцком. Озеро собственно образовалось
заливом реки Оки, и монастырские постройки оказались в опасной близости к воде. Во
время весеннего половодья и при обильных дождях берег ежегодно осыпался.
В 1818 году при особенно сильном паводке были разрушены монастырские постройки.
Нависла опасность разрушения самой церкви, поскольку по правую сторону от входа в
храм отмыло берег. О тревожном и безвыходном положении обители игуменья Евсевия с
сестрами доложила его преосвященству Сергию, епископу Рязанскому и Зарайскому. О
бедах, постигших Пустынскую обитель, стало известно боголюбивым горожанам
Михайлова, и они пожелали приютить у себя обездоленных насельниц. Михайловские
купеческое и мещанское общества в своем прошении к его Преосвященству указали и
место, где бы мог разместиться Покровский монастырь. Выбор пал на широкое плато
восточнее Михайлова, в 2 верстах от него. Название Черной горы к этому времени за
этим местом уже закрепилось. Высокое место с прекрасным обзором на все четыре
стороны света как нельзя лучше отвечало целям задуманной постройки. Благодаря
хлопотам верующих монастырь получил землю в собственность, добровольно подарен-
ную гражданами Михайлова, на что было получено разрешение Государя Императора
Александра I, благоволившего к церковным заботам и строительству православных
храмов. При перенесении монастыря на Черную гору ему был также отдан кладбищен-
100