Page 102 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 102

бумагах  обитель  значилась  под  названием  Рязанского  Пустынского  Покровского
                  девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (современ-
                  ный посёлок Агра-Пустынь), по имени её основательницы – великой рязанской княгини
                  Агриппины.  Она  же  стала  и  первой  игуменьей  монастыря.  Однако  в  начале  XIX  века
                  монастырь пришёл в упадок.
                   Видеть монашескую обитель именно на Чёрной горе пожелало Михайловское купечест-
                  во. Их прошение было утверждено Михайловской городской думой. С тех пор жители
                  города обещали постоянно прикладывать усилия и старание к приведению сего святого
                  места «во всевозможное совершенство»…».
                           Дивный свет на Чёрной горе. // Панорама города. – 2009. – 1 июля
                   Одно  старинное  предание  связывает  название  Черной  горы  с  подвизавшимся  там
                  монахом, или чернецом. Монах обретался на западном склоне, в пещерке близ обильно
                  бившего здесь родника. Бывшая монахиня Покровского монастыря Феклуша, пережив-
                  шая  славу,  разрушение  и  гибель  обители,  пересказывала  предание,  по  которому  этот
                  чернец и предрек возведение на этой горе храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
                  В  видении,  ему  явившемся,  воспарившая  над  горой  Богородица  осыпала  это  место
                  цветами.  Возможно,  что  речь  идет  о  легендарном  угоднике  Божием  Прокопии,  мощи
                  которого обретались на старом кладбище Черной горы. К мощам этого Прокопия иерей
                  Феофилакт  (1789–1840),  зная  многих  здесь  упокоившихся,  подводил  немощных  и
                  бесноватых к одному из захоронений, читал над ними и настаивал:
                   – Здесь мощи Прокопия!
                   А когда страдальцам становилось легче, он напутствовал:
                   – Теперь вы здоровы, но не я вас исцелил, а угодник Божий Прокопий.
                   Иерей Феофилакт – Христа ради юродивый также причастен к пророчеству о возведении
                  на Черной горе храма Пресвятой Богородицы. Часто гостя в старой здешней богадельне,
                  он, испрося клубок шерсти или моток ниток, начинал мерить то место, где быть мона-
                  стырю, а на месте, где впоследствии был возведен Собор и алтарь, делал из камешков
                  что-то вроде престола, приговаривая:
                   – На этом месте Лавра будет! О! Как хорошо! И будут мощи!
                   К тому времени, а именно к первой четверти девятнадцатого века, стоявший близ Рязани
                  Покровский Пустынский женский монастырь стал ветшать и разрушаться. До 1818 года
                  он назывался Рязанским Пустынским девичьим монастырем. В просторечии его называли
                  Агрофенской  пустынью.  Начало  и  основание  этого  монастыря  относится  к  1507  году.
                  Первая  его  игуменья  Агрофена  (Агриппа)  происходила  из  боярского  рода  Глебовых.
                  Обитель  находилась  в  12  верстах  от  Рязани.  Монастырская  соборная  церковь  и  мона-
                  стырские  постройки  располагались  при  озере  Куцком.  Озеро  собственно  образовалось
                  заливом реки Оки, и монастырские постройки оказались в опасной близости к воде. Во
                  время весеннего половодья и при обильных дождях берег ежегодно осыпался.
                   В 1818 году при особенно сильном паводке были разрушены монастырские постройки.
                  Нависла опасность разрушения самой церкви, поскольку по правую сторону от входа в
                  храм отмыло берег. О тревожном и безвыходном положении обители игуменья Евсевия с
                  сестрами доложила его преосвященству Сергию, епископу Рязанскому и Зарайскому. О
                  бедах,  постигших  Пустынскую  обитель,  стало  известно  боголюбивым  горожанам
                  Михайлова,  и  они  пожелали  приютить  у  себя  обездоленных  насельниц.  Михайловские
                  купеческое  и  мещанское  общества  в  своем  прошении  к его Преосвященству указали и
                  место,  где  бы  мог  разместиться  Покровский  монастырь.  Выбор  пал  на  широкое  плато
                  восточнее  Михайлова,  в  2  верстах  от  него.  Название  Черной  горы  к  этому  времени  за
                  этим  местом  уже  закрепилось.  Высокое  место  с  прекрасным  обзором  на  все  четыре
                  стороны  света  как  нельзя  лучше  отвечало  целям  задуманной  постройки.  Благодаря
                  хлопотам верующих монастырь получил землю в собственность, добровольно подарен-
                  ную  гражданами  Михайлова,  на  что  было  получено  разрешение  Государя  Императора
                  Александра  I,  благоволившего  к  церковным  заботам  и  строительству  православных
                  храмов. При перенесении монастыря на Черную гору ему был также отдан кладбищен-


                                                           100
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107