Page 136 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 136

Интересна история заселения этого района. Хотя жители деревни называют себя русскими, у
                  нас есть основания считать, что здесь сохранились дославянские элементы. Об этом свидетель-
                  ствует, например, топонимический анализ карты. Здесь в названиях рек и населенных пунктов
                  преобладают финно-угорские топонимы: река Сынтулка, ручей Писур, Гусса, деревни Сысул,
                  Чаур, Лався. Эти топонимы расшифровке практически не поддаются. Часть топонима Чуликса –
                  «кса» – ручей, поток. Но среди местных жителей мы услышали такое объяснение: «Чуликса –
                  чистые ключи» (по берегам реки много родников).
                   Облик  чуликсан  соответствует  описанному  Владимиром  Панковым  облику  жителей
                  северо-востока  рязанской  Мещеры  –  куршаков.  Он  пишет,  что  куршаки  коренастые,
                  русые, с узкими серыми глазами, а мы еще добавим, что скуластые.
                   В  деревнях  до  сих  пор  сохраняются  дохристианские  фольклорные  элементы.  Например,  нет
                  рассказов о бесах, вместо них – о змее. Есть рассказы о домовых, ворующих табак у хозяина, и о
                  русалках. Несомненно, древним элементом является существование прозвищ у каждого жителя
                  деревни: Бычок, Катеря, Глазанка, Лохматый, Черный, Белый, Почай, Монгол, Цыган и так далее.
                   Природные  условия  определяют  и  деятельность  людей,  их  основные  занятия.  Так  как
                  здесь  почвы  бедные  –  песчаные  да  болотистые,  земледелием  заниматься  невыгодно.
                  Кормильцем был лес. Он давал и пищу, и заработок. Грибы, ягоды, лекарственные травы,
                  дичь, строевой лес, дрова, древесный уголь – вот статьи доходов местных жителей.
                   Уголь шел на железоделательные заводы Баташова, а дрова – аж в Москву. Их поставлял
                  купец Салазкин. Его рабочие жили в соседнем с Чуликсой поселке – Москвотопе.
                   Необходимость лесного заработка породила умение чуликсан прекрасно ориентировать-
                  ся  в  лесу:  для  них  он  –  большое  хозяйство,  где  известно  место  каждой  вещи.  Грибы,
                  ягоды не ищут, а «берут», т. е. приходят на заранее известное место и собирают. Ориен-
                  тированию в лесу помогает хорошо развитая сеть микротопонимов. Названы все дороги –
                  Гусевская,  Чаурская,  Лавсянская  и  так  далее;  каждое  направление  –  «на  Мороз»,
                  «Афонинка», «Фофанка», «Лобаново», «Муриска»; каждое болото – Соломадино, Крутые
                  Горки,  Трясучее,  Быковка.  В  топонимах  проявляется  и  степень  удаленности  объекта,
                  например: «на Половине».
                   Обращает на себя внимание то, что все болота названы, т. к. болотная ягода – клюква
                  всегда была крупным источником дохода чуликсан.
                   Местные жители с любовью относятся к лесу-кормильцу. Например, ласково называют грибы
                  лисички – «петушки», моховики – «гладыши», а большие грибы-боровики – «Сталин».
                   Ядовитых  змей  не  убивают,  т.  к.  считают,  что  они  поедают  ядовитые  травы,  которые
                  может съесть скот, пасущийся в лесу.
                   Но, несмотря на обилие лесных заработков, деревня была бедной – при пожарах гибло с
                  трудом  нажитое  добро,  поэтому  так  редки  были  на  гулянках  гармони  и  балалайки.
                  Гуляния, где не было гармони, называли «играть под язык». Песни и пляски проходили
                  так: группа девушек пела, а желающие плясали. Пели, например, на мотив «Барыни»:
                                    Рукава, карман, корзинка,
                                    Чулок, варежка, резинка.
                  Или:
                                    Пляши, дура –
                                    Ума нет!
                                    Перестанешь или нет!
                   Можно привести в пример песню-диалог: «Клюжечка – кочерюжечка».
                                    – Клюжечка-кочерюжечка, ты где была?
                                    – Коней пасла.
                                    – А где кони?
                                    – У ворот стоят.
                                    – А где ворота?
                                    – Водой снесло.
                                    – А где вода?
                                    – Быки выпили,
                  и так далее.


                                                           134
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141