Page 136 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 136
Интересна история заселения этого района. Хотя жители деревни называют себя русскими, у
нас есть основания считать, что здесь сохранились дославянские элементы. Об этом свидетель-
ствует, например, топонимический анализ карты. Здесь в названиях рек и населенных пунктов
преобладают финно-угорские топонимы: река Сынтулка, ручей Писур, Гусса, деревни Сысул,
Чаур, Лався. Эти топонимы расшифровке практически не поддаются. Часть топонима Чуликса –
«кса» – ручей, поток. Но среди местных жителей мы услышали такое объяснение: «Чуликса –
чистые ключи» (по берегам реки много родников).
Облик чуликсан соответствует описанному Владимиром Панковым облику жителей
северо-востока рязанской Мещеры – куршаков. Он пишет, что куршаки коренастые,
русые, с узкими серыми глазами, а мы еще добавим, что скуластые.
В деревнях до сих пор сохраняются дохристианские фольклорные элементы. Например, нет
рассказов о бесах, вместо них – о змее. Есть рассказы о домовых, ворующих табак у хозяина, и о
русалках. Несомненно, древним элементом является существование прозвищ у каждого жителя
деревни: Бычок, Катеря, Глазанка, Лохматый, Черный, Белый, Почай, Монгол, Цыган и так далее.
Природные условия определяют и деятельность людей, их основные занятия. Так как
здесь почвы бедные – песчаные да болотистые, земледелием заниматься невыгодно.
Кормильцем был лес. Он давал и пищу, и заработок. Грибы, ягоды, лекарственные травы,
дичь, строевой лес, дрова, древесный уголь – вот статьи доходов местных жителей.
Уголь шел на железоделательные заводы Баташова, а дрова – аж в Москву. Их поставлял
купец Салазкин. Его рабочие жили в соседнем с Чуликсой поселке – Москвотопе.
Необходимость лесного заработка породила умение чуликсан прекрасно ориентировать-
ся в лесу: для них он – большое хозяйство, где известно место каждой вещи. Грибы,
ягоды не ищут, а «берут», т. е. приходят на заранее известное место и собирают. Ориен-
тированию в лесу помогает хорошо развитая сеть микротопонимов. Названы все дороги –
Гусевская, Чаурская, Лавсянская и так далее; каждое направление – «на Мороз»,
«Афонинка», «Фофанка», «Лобаново», «Муриска»; каждое болото – Соломадино, Крутые
Горки, Трясучее, Быковка. В топонимах проявляется и степень удаленности объекта,
например: «на Половине».
Обращает на себя внимание то, что все болота названы, т. к. болотная ягода – клюква
всегда была крупным источником дохода чуликсан.
Местные жители с любовью относятся к лесу-кормильцу. Например, ласково называют грибы
лисички – «петушки», моховики – «гладыши», а большие грибы-боровики – «Сталин».
Ядовитых змей не убивают, т. к. считают, что они поедают ядовитые травы, которые
может съесть скот, пасущийся в лесу.
Но, несмотря на обилие лесных заработков, деревня была бедной – при пожарах гибло с
трудом нажитое добро, поэтому так редки были на гулянках гармони и балалайки.
Гуляния, где не было гармони, называли «играть под язык». Песни и пляски проходили
так: группа девушек пела, а желающие плясали. Пели, например, на мотив «Барыни»:
Рукава, карман, корзинка,
Чулок, варежка, резинка.
Или:
Пляши, дура –
Ума нет!
Перестанешь или нет!
Можно привести в пример песню-диалог: «Клюжечка – кочерюжечка».
– Клюжечка-кочерюжечка, ты где была?
– Коней пасла.
– А где кони?
– У ворот стоят.
– А где ворота?
– Водой снесло.
– А где вода?
– Быки выпили,
и так далее.
134