Page 204 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 204
Во вкладной книге Солотчинского монастыря (Вкладная книга Солотчинского монастыря //
РИАМЗ. Ед. хр. 8835. Л. 52–54) имеется упоминание о крупном вкладе, сделанном черне-
цом Феофаном Шишковым при игумене Мартирии, т.е. в первой четверти XV
в.(Игуменство Мартирия приходится на 1405–1425 гг. См. Македоний, Солотчинский монастырь.
– Рязань, 1898.) Феофан привлек наше внимание тем, что его фамилия повторяет название
д. Шишковой, история которой тесно связана с Новосёлками. Известная по документам
XVI–XVIII вв., Шишкова находилась в полукилометре севернее села и была приписана к
нему (Село Новосёлки и деревня Шишкова на плане Генерального межевания. 1770-е гг.).
В конце XVIII в. в переписных и церковных книгах Шишкову перестали отделять от
Новосёлок, а ее изображение исчезло с межевых планов и карт.
Судя по времени и значительности вклада, очень вероятно, что Феофан – иноческое имя
Федорки Шишкова, «дворцового бортника», известного по упоминаниям в княжеских
грамотах. Федорко ходил (обихаживал) вверенную ему бортную землю, которая так и
называлась: Земля, что ходил Федорко Шишков. Её внушительная площадь меж речки
Пры и речки Кади говорит о том, что Шишков занимал высокую должность в княжеским
бортном хозяйстве и был весьма не бедным человеком. Похоже, в конце жизни у Федора
случилась личная трагедия, заставившая его отойти сего света, принять иночество под
именем Феофан. Как видно из духовной, отрывок которой сохранился, он потерял внука,
– возможно последнего представителя рода: «По благословению игумена Мартирия, аз
Феофан чернец Шишков, отходя сего света, дал есмь своему внуку Павел…» (ТРУАК. –
Т. 6. – Вып. 3. – С. 37. Опись дел рязанского исторического архива). Но может быть, причиной
стать монахом был пример князя Олега, которому старались следовать ближайшие люди
из его окружения. Как бы то ни было, приняв постриг, Федор Шишков придал свою
вотчинную землю в Солотчинский монастырь, о чём во вкладной книге осталась
соответствующая запись: «Придал в дом Пречистыя Богородицы на Солотчю чернец
Феофан Шишков по внуке своем Павелце в вотчине в Обедовце за рекою, по Глубокий
исток, по Веленую музгу, по Гвость к Солотче прямя при игумене Мартирии».
В тексте записи не уточняется чтó именно придал Феофан в вотчине в Обедовце. Только
землю, или владение со своим хозяйством и населением? Можно предположить, что в
составе вклада была известная нам деревня Шишкова, но для этого необходимо доказать
её географическую связь с Обедовцом. Координаты Шишковой мы знаем, для Обедовца
же имеется только одно уточнение: за рекою, т.е. на правом, противоположном монасты-
рю, берегу. Существенно сократить пространство поиска помогло указание по Глубокий
исток и Веленую музгу. Одно из значений слова исток – озеро, соединенное протокой с
рекой; музгой в старину называли небольшое пойменное озеро. На правом берегу Оки
озёр нет, на левом же, недалеко от Новосёлок, напротив деревни Паново есть озеро с
названием Глубокое. Сейчас сильно заболоченное, на межевых планах XVIII в. оно
изображалось с длинным извилистым истоком, соединяющимся с Окой. Рядом с
Глубоким на карте Менде отмечено небольшое озерко Велена – Веленая музга. Слово
Гвость имеет в документе древнее значение «лес» (М. Фасмер. Этимологический словарь).
Севернее озёр, действительно, начинается лес, доходящий до реки Солотчи: по Гвость к
Солотче прямя – и продолжающийся далеко за неё. В направлении леса на одном из
межевых планов XIX в. обозначено урочище Гвозди (ГАРО. Ф. 892. Оп. 1. Д. 2836).
Пытаясь определить место Обедовца, исходя из этимологии топонима, мы заинтересова-
лись семантическим значением слова «обед» и его производных. Этой теме, в частности,
посвящена статья профессора Воронежского государственного университета А. А.
Кретова (Кретов А.А. Обед и беседа: славянские этимологии. www.bestreferat.ru). Ученый
подвергает сомнению однозначную связь слова с едой и склоняется к более глубокому
символическому и социокультурному смыслу слова. Отмечается, например, не случайная
пространственная привязка обеда, отразившая наличие у слова значения «юг» или «юго-
восток» (обеденник, обедник – юго-восток и ветер оттуда; на обеднике солнце стоит в
самое время благовеста к обедне. – В. Даль). Возвращаясь к праформе слова обед, автор
202