Page 209 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 209

–  Шиловская  земля,  где  состоялось  это  сражение,  с  древнейших  времён  является
                  основой и центром формирования великорусского пахаря-воина, его культуры, характера
                  и  истории.  Эта  основа  Старорязанского  удела  и  Воинского  уезда.  Восточная  граница
                  Рязанского княжества в те годы проходила по территории неринско-шиловских земель.
                  Именно наши предки приняли первые удары ордынцев.
                   До  1673  года  рязанский  воин-пахарь  провёл  124  крупнейшие  битвы  и  сражения  с
                  малыми  и  большими  ордами  степняков,  рвавшихся  к  Москве.  Пришлось  померяться
                  силами  с  казанскими  и  крымскими  татарами,  печенегами,  булгарами,  половцами,
                  литвинами, ногайцами. Причём за этот же период боевые дружины Рязанского княжества
                  нанесли 25 ударов на опережение.
                   Воинский уезд занимал территорию от реки Оки справа по речке Непложе до её самой
                  верхней  точки,  слева  –  по  речкам  Крутицы  и Ибреды, выходя через Ястребово болото
                  (южнее с. Красный Холм) к Непложской верховине.
                   Название Шишевского леса происходит от имён собственников. Лес располагался с двух
                  сторон Большой дороги. Кончался он в районе села Карабухино. Дальше было безлесье,
                  которое  так  и  называлось  –  Подлеский  стан.  Позже,  когда  придут  ратники  воеводы
                  Глебова, лес получит новое название – Глебовский.
                   Шиши,  шиш  –  это  символ.  Он  породил  и  княжескую  пограничную  дружину,  и  лихих
                  разбойников, и народных мстителей. За свою отвагу по защите рубежей рязанского края
                  и  Московского  государства  шиши  стали  любимыми  персонажами  в  устном  народном
                  творчестве. Здесь тебе и известная «фига», она же «дуля», «кукиш» или «шиш». Места,
                  где  находились  заставы  шишей,  требовали  скрытности,  поэтому,  когда  находящийся
                  внизу шиш делал запрос другому, сидящему в секрете на высоком дереве, то он показы-
                  вал  ему  «шиш»  или  «фигу»,  что  означало:  «видишь  чего-нибудь?».  Сверху  сидевший
                  отвечал тем же, тоже показывал «шиш», что означало «нет».
                   Другой образ шиша – это «косопузый мужик», так как висевший за поясом топор делал
                  одну сторону пояса выше другой, от чего пошло выражение «Рязань косопузая». Топор
                  был символом защиты, так как на местах своих наблюдательных пунктов с помощью их
                  устраивались засеки и лесные завалы. По всей Руси стучали топоры внуков Шиловских
                  шишей, возводя дома и постройки.
                   Шиши – это круглосуточная охрана границы, поэтому отсюда и пошло, что «в Рязани
                  грибы с глазами, их едят, а они глядят». И это было действительно так. Попробуй срезать
                  или сбить гриб ногой – разведка шишей, запрещавшая под страхом смерти делать это в
                  пограничной зоне, моментально вычисляла – прошёл чужой.
                   Но шиловский шиш ещё имел и образ доброго домового, лешего, водяного. Это символ
                  нашего  края,  на  котором основан дух, сила и воля русского народа. Отсюда легенда о
                  «загадочной русской душе».
                   …Орда шла как обычно. Впереди сторожевые посты и авангард, в середине – большой
                  полон  и  обозы  с  награбленным,  скот,  сзади  –  остальные.  Левое  крыло  обеспечивало
                  прикрытие  левого  фланга.  Правое  крыло  в  связи  с  тем,  что  до  Задубровья  справа  от
                  Большой  дороги  тянулся  сплошной  лес,  смешалось  с  арьергардом  и  резервом.  Из-за
                  большого  скопления  пленных,  повозок,  захваченного  скота  у  речки  Ярославки,  перед
                  Шишевским лесом, получился затор. Вот на всю эту массу и обрушились дружины Олега
                  Рязанского, Владимира Пронского и Тита Козельского. В войсках князя Олега сражались
                  его окольничие и воеводы – Тимофей и Давыд Шиловские.
                   Под  Шишевским  лесом  и  была  уничтожена  основная  масса  орды.  Но  само  сражение
                  продолжалось дальше по Большой дороге в этом лесу, где бои из-за узости фронта носили
                  локальный  характер.  Схватки  были  беспощадными  и  кровопролитными.  Захватчики  с
                  остервенением защищали награбленное, пленных и скот. Но убежать смог только хан Тагай.
                   Военная  роль  победы  под  Шишевским  лесом  заключалась  в  том,  что  она  уничтожила
                  укоренившийся страх и убеждение в непобедимости Орды и показала, что Русь в лице
                  Рязанского  княжества  окрепла  для  борьбы  за  независимость.  Наиболее  выдающимся



                                                           207
   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214