Page 16 - Касимов аэрокосмический
P. 16

Ðàçäåë 1.
           16                    Êàñèìîâ àýðîêîñìè÷åñêèé                                                    Çàñëóæåííûå äåÿòåëè àýðîêîñìè÷åñêîé îòðàñëè                                 17



                       1.2 Àêñåíîâ Âëàäèìèð Âèêòîðîâè÷                                                      предназначенной для съемок Земли из космоса. Многоспектральная фотосистема
                                  ¨
                                                                                                            МКФ-6, на тот момент лучшая в мире, была выполнена по техническому заданию
               Летчик-космонавт, советский и российский ученый, кандидат технических                        советских ученых в ГДР на предприятии «Карл Цейс Йена». За шесть дней было
           наук, профессор, дважды Герой Советского Союза, действительный член Меж-                         отснято около 20 млн. кв. км поверхности Земли, в том числе около 10 млн. кв. км
           дународной  Академии  наук  информации,  информационных  процессов  и  техно-                    территории  СССР.  Фотоснимки  на 90%  были  отличного  качества,  а  особенности
           логий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира,                        многоспектральной съемки позволяли получать информацию по всему диапазону
           Российской  академии  космонавтики  им.  К.Э.  Циолковского,  Государственной                    интересов в оценке земной поверхности. Создание подобной системы в 1970-х го-
           национальной  русской  академии.  Почетный  гражданин  села  Гиблицы,  города                    дах было огромным успехом ученых и специалистов СССР. Продолжительность по-
           Касимова, Касимовского района, городов Рязани, Калуги и др.                                      лета 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.
                                                                                                                Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4540 и № 4541 от 28 сентября
                                         В.В. Аксёнов родился 1 февраля 1935 г. в селе Гибли-               1976  г. «За  успешное  осуществление  орбитального  полета  на  космическом  кора-
                                     цы Касимовского района Рязанской области, РСФСР.                       бле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм» Аксенову Владимиру
                                         В 1949 г. окончил семь классов в школе села Гиблицы                Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза и присвоено звание
                                     и  поступил  в  Касимовский  индустриальный  техникум,                 «Летчик-космонавт СССР».
                                     но  через  год  переехал  в  подмосковный  Калининград                     После полета продолжил работу в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Га-
                                     в  связи  со  смертью  матери.  В 1953  году  окончил  Мы-             гарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полетам.
                                     тищинский  машиностроительный  техникум.  С 1953                           Второй полет В.В. Аксенов совершил 5–9 июня 1980 г. в качестве бортинже-
                                     по 1955  г.  учился  в 10-й  Военной  авиационной  школе               нера ТК «Союз Т-2» вместе с Ю. В. Малышевым. Позывной: «Юпитер-2». Полет
                                     первоначального  обучения  летчиков (ВАШПОЛ)  в  го-                   был из разряда испытаний высшей сложности: надо было провести первые летные
                                     роде  Кременчуге.  В 1955  г.  стал  курсантом  Чугуевско-             испытания нового космического корабля «Союз-Т». Корабль проектировался и го-
                                     го  Высшего  военного  авиационного  училища  летчиков                 товился к запуску несколько лет. Над ним работали в основном новые коллективы
                                     (ВВАУЛ), но в 1956 г. был уволен в запас.                              проектантов и разработчиков систем, в том числе и группа под руководством Аксе-
               С 1957 г. работал в ЦКБЭМ ОКБ-1 (Особое конструкторское бюро), главным                       нова, состоявшая из нескольких космонавтов-испытателей. Особенностями корабля
           конструктором и руководителем которого был Сергей Павлович Королев.                              были не только новый уровень всех систем, но и то, что все его основные режи-
               В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специ-                    мы  управлялись  через  бортовой  компьютер.  Это  был  новый  этап  в  проектирова-
           альности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»,                       нии и управлении космической техникой как в СССР, так и в США. Американский
           инженер-механик.                                                                                 космический корабль «Шаттл», управление которым осуществлялось также через
               В ЦКБЭМ прошел путь от конструктора до начальника лаборатории летных ис-                     бортовой компьютер, появился только через год после полета корабля «Союз-Т». В
           пытаний 731-го отдела. Руководил летно-испытательной лабораторией, созданной                     полете была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследователь-
           на  самолете  Ту-104,  предназначенной  для  создания  искусственной  невесомости.               ским комплексом «Салют-6» — «Союз-36», на котором работал экипаж основной
           Занимался  оценкой,  проектированием  и  экспериментальной  отработкой  отсеков                  экспедиции (Л. И. Попов, В. В. Рюмин). Продолжительность полета 3 суток 22 часа
           космических  кораблей.  Отрабатывал  действия  космонавтов  в  открытом  космо-                  19 минут 30 секунд.
           се, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости                       Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  № 2290  от 16  июня 1980  г.
           и лунной гравитации. На самолете-тренажере он совершил 250 полетов, 1250 раз                     «За успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспорт-
           находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз — в ус-                  ного  корабля «Союз  Т-2»  и  проявленные  при  этом  мужество  и  героизм»  летчи-
           ловиях лунной гравитации (около 40 мин).                                                         ку-космонавту  СССР  Аксенову  Владимиру  Викторовичу  присвоено  звание  Героя
               В 1973 г. В.В. Аксенов был зачислен в отряд космонавтов. За время пребывания                 Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».
           в отряде космонавтов выполнил два испытательных полета в космос. Первый полет                        После второго испытательного полета В.В. Аксенов в основном занимался раз-
           совершил с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера с В. Ф. Быковским                 работкой новых систем пилотируемых кораблей в качестве заместителя руководи-
           на  КК «Союз-22».  Позывной: «Ястреб-2».  Полёт  проводился  в  рамках  програм-                 теля комплекса № 3 НПО «Энергия», который разрабатывал системы управления
           мы «Интеркосмос». Основной целью полета было испытание новой фотосистемы,                        движением, ориентации, стыковки, спуска и посадки космического корабля.
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21