Page 17 - Касимов аэрокосмический
P. 17
Ðàçäåë 1.
16 Êàñèìîâ àýðîêîñìè÷åñêèé Çàñëóæåííûå äåÿòåëè àýðîêîñìè÷åñêîé îòðàñëè 17
1.2 Àêñåíîâ Âëàäèìèð Âèêòîðîâè÷ предназначенной для съемок Земли из космоса. Многоспектральная фотосистема
¨
МКФ-6, на тот момент лучшая в мире, была выполнена по техническому заданию
Летчик-космонавт, советский и российский ученый, кандидат технических советских ученых в ГДР на предприятии «Карл Цейс Йена». За шесть дней было
наук, профессор, дважды Герой Советского Союза, действительный член Меж- отснято около 20 млн. кв. км поверхности Земли, в том числе около 10 млн. кв. км
дународной Академии наук информации, информационных процессов и техно- территории СССР. Фотоснимки на 90% были отличного качества, а особенности
логий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира, многоспектральной съемки позволяли получать информацию по всему диапазону
Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Государственной интересов в оценке земной поверхности. Создание подобной системы в 1970-х го-
национальной русской академии. Почетный гражданин села Гиблицы, города дах было огромным успехом ученых и специалистов СССР. Продолжительность по-
Касимова, Касимовского района, городов Рязани, Калуги и др. лета 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4540 и № 4541 от 28 сентября
В.В. Аксёнов родился 1 февраля 1935 г. в селе Гибли- 1976 г. «За успешное осуществление орбитального полета на космическом кора-
цы Касимовского района Рязанской области, РСФСР. бле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм» Аксенову Владимиру
В 1949 г. окончил семь классов в школе села Гиблицы Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза и присвоено звание
и поступил в Касимовский индустриальный техникум, «Летчик-космонавт СССР».
но через год переехал в подмосковный Калининград После полета продолжил работу в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Га-
в связи со смертью матери. В 1953 году окончил Мы- гарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полетам.
тищинский машиностроительный техникум. С 1953 Второй полет В.В. Аксенов совершил 5–9 июня 1980 г. в качестве бортинже-
по 1955 г. учился в 10-й Военной авиационной школе нера ТК «Союз Т-2» вместе с Ю. В. Малышевым. Позывной: «Юпитер-2». Полет
первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ) в го- был из разряда испытаний высшей сложности: надо было провести первые летные
роде Кременчуге. В 1955 г. стал курсантом Чугуевско- испытания нового космического корабля «Союз-Т». Корабль проектировался и го-
го Высшего военного авиационного училища летчиков товился к запуску несколько лет. Над ним работали в основном новые коллективы
(ВВАУЛ), но в 1956 г. был уволен в запас. проектантов и разработчиков систем, в том числе и группа под руководством Аксе-
С 1957 г. работал в ЦКБЭМ ОКБ-1 (Особое конструкторское бюро), главным нова, состоявшая из нескольких космонавтов-испытателей. Особенностями корабля
конструктором и руководителем которого был Сергей Павлович Королев. были не только новый уровень всех систем, но и то, что все его основные режи-
В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специ- мы управлялись через бортовой компьютер. Это был новый этап в проектирова-
альности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», нии и управлении космической техникой как в СССР, так и в США. Американский
инженер-механик. космический корабль «Шаттл», управление которым осуществлялось также через
В ЦКБЭМ прошел путь от конструктора до начальника лаборатории летных ис- бортовой компьютер, появился только через год после полета корабля «Союз-Т». В
пытаний 731-го отдела. Руководил летно-испытательной лабораторией, созданной полете была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследователь-
на самолете Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. ским комплексом «Салют-6» — «Союз-36», на котором работал экипаж основной
Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков экспедиции (Л. И. Попов, В. В. Рюмин). Продолжительность полета 3 суток 22 часа
космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космо- 19 минут 30 секунд.
се, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2290 от 16 июня 1980 г.
и лунной гравитации. На самолете-тренажере он совершил 250 полетов, 1250 раз «За успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспорт-
находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз — в ус- ного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм» летчи-
ловиях лунной гравитации (около 40 мин). ку-космонавту СССР Аксенову Владимиру Викторовичу присвоено звание Героя
В 1973 г. В.В. Аксенов был зачислен в отряд космонавтов. За время пребывания Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».
в отряде космонавтов выполнил два испытательных полета в космос. Первый полет После второго испытательного полета В.В. Аксенов в основном занимался раз-
совершил с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера с В. Ф. Быковским работкой новых систем пилотируемых кораблей в качестве заместителя руководи-
на КК «Союз-22». Позывной: «Ястреб-2». Полёт проводился в рамках програм- теля комплекса № 3 НПО «Энергия», который разрабатывал системы управления
мы «Интеркосмос». Основной целью полета было испытание новой фотосистемы, движением, ориентации, стыковки, спуска и посадки космического корабля.