14
        
        
          
            ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
          
        
        
          
            314MCTBA.
          
        
        
          №
        
        
          7
        
        
          8
        
        
          ^какъ
        
        
          организуются
        
        
          отдельные
        
        
          виды
        
        
          внѣшкольнаго
        
        
          образованія,
        
        
          поскольку
        
        
          способы
        
        
          ихъ
        
        
          организаціи
        
        
          намѣчены постановлѳніями
        
        
          съѣздовъ
        
        
          и
        
        
          проектами
        
        
          различныхъ
        
        
          земствъ.
        
        
          
            А.
          
        
        
          
            Библіотеки.
          
        
        
          Библіотеки
        
        
          являются
        
        
          саиымъ
        
        
          основнымъ
        
        
          и
        
        
          наиболѣе
        
        
          рас-
        
        
          лространеннымъ
        
        
          видомъ
        
        
          внѣшкольнаго
        
        
          образованія. Прежде
        
        
          вся
        
        
          деятельность
        
        
          земствъ по
        
        
          внѣшкольному
        
        
          образованію
        
        
          сводилась
        
        
          къ
        
        
          открытію
        
        
          библіотекъ. Въ
        
        
          настоящее
        
        
          же
        
        
          время
        
        
          именно
        
        
          би-
        
        
          бліотека
        
        
          кладется
        
        
          обычно
        
        
          въ
        
        
          основу
        
        
          большинства
        
        
          разрабатыва-
        
        
          емыхъ
        
        
          земствами
        
        
          проектовъ
        
        
          внѣшкольнаго
        
        
          образованія.
        
        
          Кромѣ
        
        
          того,
        
        
          и
        
        
          по
        
        
          размѣру
        
        
          затрачиваемыхъ
        
        
          на нихъ
        
        
          земствами
        
        
          средствъ,
        
        
          библіотеки
        
        
          (вмѣстѣ
        
        
          съ
        
        
          народными
        
        
          чтеніями)
        
        
          занимаютъ
        
        
          первое
        
        
          мѣсто
        
        
          среди
        
        
          другихъ
        
        
          мѣроаріятій
        
        
          внѣшкольнаго
        
        
          образованія.
        
        
          Такъ,
        
        
          въ
        
        
          1903
        
        
          году
        
        
          земства
        
        
          расходовали
        
        
          на
        
        
          всѣ
        
        
          виды
        
        
          внѣ-
        
        
          школьеаго
        
        
          образованія,
        
        
          кромѣ
        
        
          библіотекъ
        
        
          и
        
        
          чтеній,
        
        
          только
        
        
          6
        
        
          —
        
        
          7°/
        
        
          всѣхъ
        
        
          своихъ
        
        
          расходовъ
        
        
          въ
        
        
          этой
        
        
          области.
        
        
          Бибдіотеки
        
        
          появля-
        
        
          ются
        
        
          въ
        
        
          земсгвахъ очень
        
        
          рано
        
        
          —
        
        
          уже
        
        
          въ
        
        
          первыя
        
        
          дѳсятилѣтія
        
        
          ихъ
        
        
          дѣятельности.
        
        
          Возникновеніе библіотекъ
        
        
          относятъ
        
        
          обыкновенно
        
        
          къ
        
        
          70-мъ
        
        
          г.
        
        
          г.,
        
        
          когда
        
        
          уже
        
        
          дѣлаются
        
        
          ассигновки
        
        
          на
        
        
          ихъ
        
        
          открытіе.
        
        
          Но библіотеки
        
        
          того
        
        
          времени
        
        
          не
        
        
          могутъ
        
        
          считаться
        
        
          серьезнымъ
        
        
          образо-
        
        
          вательнымъ
        
        
          средствомъ:
        
        
          1
        
        
          )
        
        
          комплекты
        
        
          ихъ
        
        
          были
        
        
          тогда
        
        
          очень незначи-
        
        
          тельны
        
        
          по
        
        
          размѣру (примѣръ
        
        
          —
        
        
          вятскія
        
        
          5-рублевыя
        
        
          библіо-
        
        
          теки),
        
        
          2)
        
        
          это
        
        
          были большею
        
        
          частью
        
        
          ученическія
        
        
          бибдіотеки,
        
        
          ко-
        
        
          торыя
        
        
          только
        
        
          отчасти
        
        
          обслуживали
        
        
          и
        
        
          взрослое
        
        
          населеніе,
        
        
          и,
        
        
          на-
        
        
          конецъ,
        
        
          3)
        
        
          ассигновки
        
        
          на нихъ
        
        
          не
        
        
          были
        
        
          систематичными,
        
        
          —
        
        
          про-
        
        
          изводились
        
        
          случайно
        
        
          и
        
        
          по
        
        
          нѣскольку
        
        
          лѣтъ
        
        
          не
        
        
          возобновлялись.
        
        
          Да
        
        
          и съ
        
        
          количественной
        
        
          стороны
        
        
          развитіе
        
        
          библіотекъ
        
        
          было
        
        
          очень
        
        
          слабо,
        
        
          и
        
        
          до
        
        
          средины 90-хъ
        
        
          г.
        
        
          г.
        
        
          число
        
        
          библіотекъ
        
        
          въ
        
        
          земствахъ
        
        
          было
        
        
          совсѣмъ
        
        
          незначительно.
        
        
          90-ые
        
        
          годы
        
        
          служатъ
        
        
          какъ
        
        
          бы
        
        
          переломом!»
        
        
          въ
        
        
          области
        
        
          развитія
        
        
          библіотечнаго
        
        
          дѣла.
        
        
          Съ
        
        
          этого
        
        
          времени
        
        
          открытіе
        
        
          биліотекъ
        
        
          повсемѣсгно
        
        
          идетъ
        
        
          очень
        
        
          успѣшно.
        
        
          Въ
        
        
          этомъ
        
        
          отношеніи
        
        
          большое
        
        
          значеніе
        
        
          имѣли:
        
        
          1)
        
        
          Комитеты
        
        
          грамотности, которые
        
        
          начали,
        
        
          выдавать
        
        
          субсидіи
        
        
          земствамъ
        
        
          на
        
        
          открытіе
        
        
          библіотекъ-читаленъ.
        
        
          2)
        
        
          Губернскія
        
        
          земства,
        
        
          которыя
        
        
          субсидировали
        
        
          уѣздныя
        
        
          и
        
        
          сами
        
        
          открывали
        
        
          по
        
        
          губерніи
        
        
          свои
        
        
          образцовыя
        
        
          библіотеки.
        
        
          По
        
        
          подсчету
        
        
          Б.
        
        
          Веселовскаго, і)
        
        
          въ
        
        
          1905
        
        
          г.
        
        
          1
        
        
          )
        
        
          Докладъ
        
        
          „О
        
        
          выработкѣ
        
        
          библіотечной
        
        
          сѣти"
        
        
          I
        
        
          всероссийскому
        
        
          съѣзду
        
        
          библіотекарей.