36
        
        
          
            ВЪСТНИКЪ
          
        
        
          
            РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
          
        
        
          
            ЗЕМСТВА.
          
        
        
          
            №
          
        
        
          7
        
        
          
            —
          
        
        
          8
        
        
          зація
        
        
          народныхъ
        
        
          чтеній
        
        
          пежитъ
        
        
          всецѣло
        
        
          на
        
        
          однихъ
        
        
          уѣздныхъ
        
        
          земствахъ.
        
        
          Этимъ
        
        
          объясняется,
        
        
          быть
        
        
          можетъ,
        
        
          почему
        
        
          такъ
        
        
          сильно
        
        
          разнятся между
        
        
          собою
        
        
          отдѣпьные
        
        
          уѣзды
        
        
          по
        
        
          количеству
        
        
          устраи-
        
        
          ваемыхъ въ
        
        
          нихъ
        
        
          народныхъ чтеній.
        
        
          Напримѣръ,
        
        
          число
        
        
          шкопъ,
        
        
          при
        
        
          которыхъ устраивались
        
        
          чтенія,
        
        
          было
        
        
          въ
        
        
          уѣздахъ:
        
        
          Егорьѳв-
        
        
          скомъ
        
        
          (1909
        
        
          г.)
        
        
          —
        
        
          только
        
        
          9
        
        
          шкопъ,
        
        
          въ
        
        
          Рязанскомъ
        
        
          (1904
        
        
          г.)
        
        
          —
        
        
          уже
        
        
          38,
        
        
          въ
        
        
          Скопинскомъ
        
        
          (1913
        
        
          г.)
        
        
          —
        
        
          60.
        
        
          Въ
        
        
          Спасскомъ
        
        
          же
        
        
          уѣздѣ
        
        
          въ
        
        
          1909
        
        
          году
        
        
          были
        
        
          устроены
        
        
          спеціальныя
        
        
          читальни
        
        
          для
        
        
          народ-
        
        
          ныхъ
        
        
          чтеній
        
        
          при 20
        
        
          школахъ.
        
        
          Но,
        
        
          несмотря
        
        
          на
        
        
          то,
        
        
          что
        
        
          въ
        
        
          отдѣльныхъ
        
        
          уѣздахъ
        
        
          народныя чтенія получили
        
        
          довольно
        
        
          широ-
        
        
          кое
        
        
          развитіе,
        
        
          въ
        
        
          самой
        
        
          организаціи
        
        
          народныхъ
        
        
          чтеній
        
        
          наблю-
        
        
          дается
        
        
          и
        
        
          въ этихъ
        
        
          уѣздахъ
        
        
          и
        
        
          вообще
        
        
          по
        
        
          губерніи
        
        
          одни
        
        
          и
        
        
          тѣ
        
        
          же
        
        
          недостатки:
        
        
          случайность выбора
        
        
          темъ,
        
        
          смѣшанный
        
        
          составъ
        
        
          ауди-
        
        
          тории
        
        
          и
        
        
          отсутствіе
        
        
          какой
        
        
          либо
        
        
          планомѣрности
        
        
          въ
        
        
          ихъ
        
        
          организаціи.
        
        
          
            В.
          
        
        
          
            Занятія
          
        
        
          
            со
          
        
        
          
            взрослыми
          
        
        
          
            и
          
        
        
          
            школы
          
        
        
          
            для
          
        
        
          
            нихъ.
          
        
        
          Въ ряду
        
        
          другихъ
        
        
          мѣропріятій
        
        
          внѣшкольнаго
        
        
          образованія
        
        
          одно
        
        
          изъ
        
        
          главныхъ
        
        
          мѣстъ
        
        
          принадлежитъ
        
        
          тѣмъ
        
        
          изъ
        
        
          нихъ,
        
        
          кито-
        
        
          рыя стремятся
        
        
          систематически
        
        
          воздѣйствовать
        
        
          на
        
        
          взрослое
        
        
          на-
        
        
          селеніе.
        
        
          Сюда
        
        
          относятся
        
        
          дополнительныя
        
        
          занятія
        
        
          со
        
        
          в&рослыми,
        
        
          повторительные
        
        
          курсы,
        
        
          воскресныя
        
        
          школы
        
        
          и
        
        
          занятія
        
        
          съ
        
        
          негра-
        
        
          мотными.
        
        
          Несмотря,
        
        
          однако,
        
        
          на
        
        
          важность
        
        
          этой
        
        
          формы
        
        
          внѣшколь-
        
        
          наго
        
        
          образованія,
        
        
          особенно у
        
        
          насъ
        
        
          въ
        
        
          Россіи,
        
        
          въ
        
        
          виду
        
        
          значитель-
        
        
          наго
        
        
          °/о
        
        
          неграмотныхъ
        
        
          и
        
        
          недостаточности
        
        
          того
        
        
          образованія,
        
        
          ко-
        
        
          торое
        
        
          дается
        
        
          даже
        
        
          4-хъ
        
        
          годичной
        
        
          школой,
        
        
          несмотря
        
        
          на
        
        
          это,
        
        
          за-
        
        
          нятая
        
        
          со
        
        
          взрослыми
        
        
          не
        
        
          получили
        
        
          еще
        
        
          въ
        
        
          земствахъ
        
        
          достаточнаго
        
        
          распространенія.
        
        
          Лишь
        
        
          въ
        
        
          послѣдніе
        
        
          годы
        
        
          начинаютъ
        
        
          земства
        
        
          вступать
        
        
          на
        
        
          путь
        
        
          организаціи
        
        
          такихъ
        
        
          систематическихъ
        
        
          занятій
        
        
          со
        
        
          взрослыми,
        
        
          при
        
        
          чемъ
        
        
          вѣкоторыя
        
        
          губернскія
        
        
          -земства
        
        
          субси-
        
        
          дируютъ
        
        
          на
        
        
          этотъ
        
        
          лредметъ
        
        
          уѣздныя.
        
        
          Шире
        
        
          другихъ
        
        
          въ
        
        
          этомъ
        
        
          отношеніи
        
        
          дѣятельность
        
        
          земствъ
        
        
          Московскаго,
        
        
          Саратовскаго, Воронежскаго
        
        
          и,
        
        
          главнымъ,
        
        
          образомъ,
        
        
          Вятскаго.
        
        
          х
        
        
          )
        
        
          Изъ
        
        
          всѣхъ
        
        
          видовъ
        
        
          занятій
        
        
          со
        
        
          взрослыми
        
        
          особенное
        
        
          развитіе
        
        
          получили
        
        
          у
        
        
          насъ
        
        
          воскресныя
        
        
          школы.
        
        
          Первыя
        
        
          воскрес-
        
        
          ныя школы
        
        
          открывались
        
        
          у
        
        
          насъ
        
        
          всецѣло
        
        
          по
        
        
          частной
        
        
          иниціативѣ
        
        
          и
        
        
          на
        
        
          частныя
        
        
          средства.
        
        
          Начали
        
        
          онѣ
        
        
          открываться
        
        
          съ
        
        
          1859
        
        
          года,
        
        
          ')
        
        
          Медынскій,
        
        
          „Внѣшкольное
        
        
          образованіе",
        
        
          стр.
        
        
          199.