36
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№
7
—
8
зація
народныхъ
чтеній
пежитъ
всецѣло
на
однихъ
уѣздныхъ
земствахъ.
Этимъ
объясняется,
быть
можетъ,
почему
такъ
сильно
разнятся между
собою
отдѣпьные
уѣзды
по
количеству
устраи-
ваемыхъ въ
нихъ
народныхъ чтеній.
Напримѣръ,
число
шкопъ,
при
которыхъ устраивались
чтенія,
было
въ
уѣздахъ:
Егорьѳв-
скомъ
(1909
г.)
—
только
9
шкопъ,
въ
Рязанскомъ
(1904
г.)
—
уже
38,
въ
Скопинскомъ
(1913
г.)
—
60.
Въ
Спасскомъ
же
уѣздѣ
въ
1909
году
были
устроены
спеціальныя
читальни
для
народ-
ныхъ
чтеній
при 20
школахъ.
Но,
несмотря
на
то,
что
въ
отдѣльныхъ
уѣздахъ
народныя чтенія получили
довольно
широ-
кое
развитіе,
въ
самой
организаціи
народныхъ
чтеній
наблю-
дается
и
въ этихъ
уѣздахъ
и
вообще
по
губерніи
одни
и
тѣ
же
недостатки:
случайность выбора
темъ,
смѣшанный
составъ
ауди-
тории
и
отсутствіе
какой
либо
планомѣрности
въ
ихъ
организаціи.
В.
Занятія
со
взрослыми
и
школы
для
нихъ.
Въ ряду
другихъ
мѣропріятій
внѣшкольнаго
образованія
одно
изъ
главныхъ
мѣстъ
принадлежитъ
тѣмъ
изъ
нихъ,
кито-
рыя стремятся
систематически
воздѣйствовать
на
взрослое
на-
селеніе.
Сюда
относятся
дополнительныя
занятія
со
в&рослыми,
повторительные
курсы,
воскресныя
школы
и
занятія
съ
негра-
мотными.
Несмотря,
однако,
на
важность
этой
формы
внѣшколь-
наго
образованія,
особенно у
насъ
въ
Россіи,
въ
виду
значитель-
наго
°/о
неграмотныхъ
и
недостаточности
того
образованія,
ко-
торое
дается
даже
4-хъ
годичной
школой,
несмотря
на
это,
за-
нятая
со
взрослыми
не
получили
еще
въ
земствахъ
достаточнаго
распространенія.
Лишь
въ
послѣдніе
годы
начинаютъ
земства
вступать
на
путь
организаціи
такихъ
систематическихъ
занятій
со
взрослыми,
при
чемъ
вѣкоторыя
губернскія
-земства
субси-
дируютъ
на
этотъ
лредметъ
уѣздныя.
Шире
другихъ
въ
этомъ
отношеніи
дѣятельность
земствъ
Московскаго,
Саратовскаго, Воронежскаго
и,
главнымъ,
образомъ,
Вятскаго.
х
)
Изъ
всѣхъ
видовъ
занятій
со
взрослыми
особенное
развитіе
получили
у
насъ
воскресныя
школы.
Первыя
воскрес-
ныя школы
открывались
у
насъ
всецѣло
по
частной
иниціативѣ
и
на
частныя
средства.
Начали
онѣ
открываться
съ
1859
года,
')
Медынскій,
„Внѣшкольное
образованіе",
стр.
199.