3
і
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБВРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№
11
что
сельскохозяйственнаяобстановка
является
лучшей
педагогиче-
ской
обстановкой;
она
даѳтъ
большое
разяообразіѳ
для
пробу-
ждения
всѣхъ
заложенныхъ
въ
ребенкѣ
возможностей;
здѣсь
легче
всего
можѳтъ
сказаться
призваніе
ребенка,
а
съ
общегосудар.
ственной
точки
зрѣвія
культивированіе
способностей
ребенка
не-
обходимо,
ибо
это
—
источникъ
производительной
силы,
которая
должна
быть
использована
наилучшимъ
образомъ;
за
границей
это
положеніе
признается
и
начинаетъ*
осуществляться
въ
жизни;
по
отношенію
къ
состоятельнымъ
классамъ
тамъ
это
имѣетъ
мѣсто
въ такъ
называемыхъ
деревенскихъ
гимназіяхъ
(Lander-
ziehungsheim
въ
Англіи,
Швейцаріп,
Франціи, Германіи,
Шведіи
и
Даніи).
Беря
на
себя
задачу
прежде
всего
воспитательную,
при
вы-
полненіи
которой
с.-х.
трудъ
является
лишь
средствомъ—
лучшей
обстановкой
—
для
развитія
способностей
и
привычки
къ
труду
ребенка,
пріюты
тѣмъ
самымъ
создаютъ
въ
дѣтяхъ
какъ
бы
фун-
даментъ,
на
которомъ
возможность
всякой
дальнѣйшѳй
надстрой-
ки
будѳтъ
имѣть
прочное
освованіе:
пріобрѣтая
въ
пріютахъ
привычку
трудиться,
дѣти
пріобрѣтаютъ
любовь
къ
труду
во-
обще,
а
воспитанныя
такъ,
они оказываются
хорошо
вооруженными
въ
жизни,
они
не
могутъ
быть
безъ
дѣла
вообще
и
уже
вслѣд-
ствіе
одного
этого
всегда
легче
находятъ
себѣ
мѣсто
въ
жизни.
Кромѣ
того,
сел.-хоз.
обстановка
пріютовъ
для
Россіи,
какъ
страны
земледѣльческой
по
преимуществу
;
имѣетъ
также
то
существенное
значеніе,
что
она
должна
способствовать
укрѣпле-
нію
въ
дѣтяхъ
привязанности
и
любви
къ
землѣ,
а
большинство
дѣтей
въ
этихъ
пріютахъ
будутъ
дѣти
крестьянъ;
возвращаясь
изъ
пріютовъ
къ
веденію
собственнаго
хозяйства,
они
будутъ
болѣе
для
этого
вооруженными
по
сравненію
съ
окружающимъ
населеніемъ.
Лучшее
подтвержденіе
этому
даетъ
примѣръ
Даніи,
страны
высокой
сел.
-хоз.
культуры,
въ
которой
нѣтъ
ни
одной
с.-х. школы
для
дѣтей;
сел. -хоз.
образованіе
здѣсь
получается
въ
обстановкѣ
крестьянской
семьи,
додолненіемъ
къ
которой
является
общеобразовательная
школа.
Какіе
же
пути
возможны
для
проведенія
въ
жизнь
трудо-
вого
воспитанія
сиротъ?
До
сихъ
поръ
наиболѣе
устойчивыми
и
распространенными
формами
призрѣнія
дѣтей,
а въ
зависимости
отъ
этого
и
ихъ
воспитанія,
въ
Россіи
являются
двѣ:
воспитаніе
въ
пріютахъ
обычнаго
типа и
помѣщеніе
въ
семьи
въ
качествѣ
питомцевъ.
Поскольку
обѣ
эти
формы
неудовлетворительны
въ
смыслѣ
трудо-