36
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
JN5 1
1
чѣмъ
воспитанникъ
трудовой
семьи,
а
между
тѣмъ,
жить
и
дей-
ствовать
ему приходится
въ
атмосферѣ
и
условіяхъ
семьи...
„Дѣти,
помѣщаемыя
для
воспитанія
въ
чужія
семьи,
въ
смы-
спѣ
воспитанія
попадаютъ
въ
условія
по
внѣшности
обычныя
для
трудовой
семьи,
но
есть
зато
крупная ненормальность
во
внутреннихъ
условіяхъ
ихъ
существованія.
Ненормальность
эта
заключается
въ
томъ,
что
самое
присутствіе
ребенка
въ
такой
семьѣ
вытекаетъ
въ
той
или
другой
мѣрѣ
изъ
корыствыхъ
по-
буждений
этой
семьи: пока
дѣти
малы,
они
представляютъ
источ-
нияъ
дохода
для
семьи,
когда
жѳ
они
входятъ
въ
трудоспособный
возрастъ,
они становятся источникомъ
эксплоатаціи
ихъ
труда.
Такое положеніе
въ
чужой
семьѣ
помѣщаемаго
въ
нее
питомца
въ
значительной
мѣрѣ
ослабляетъ
для
него
ту
свободу
творче-
ства
жизни,
какая
присуща члену
семьи;
въ
отношеніи
къ пи-
томцу
неизбѣженъ
элементъ
принужденія,
и,
слѣдовательно,
на-
рушается
то начало
равенства,
которое
ощущается
членами семьи
и
дѣлаетъ
ихъ
звеньями
одной
непрерывной
цѣпи.
Ощущеніе
неравенства,
естественно,
пробуждаетъ
или
чувство
протеста,
или
настроеніе
приниженности,
сознанія
себя
объектомъ благо-
творительности,
а
такія
ощущевія
не
могутъ
не
ослаблять
воспи-
тательнаго
воздѣйствія
семейнаго
уклада... Такимъ
образомъ,
обѣ
наиболѣе,
если не
исключительно,
распространенныя
формы
при-
зрѣнія
дѣтей
представляются
въ
высшей
степени
несовершенны-
ми,
и
вопросъ
о
наилучшихъ
формахъ
этого
призрѣнія
продолзка-
етъ оставаться
вопросомъ
не
рѣшеннымъ."
Наиболѣе
слабая
сторона
постановки
дѣла
призрѣнія
и
воспитанія сиротъ
до
сихъ
поръ,
по
мнѣнію
комиссіи,
заклю-
чается
въ
томъ,
что
къ
этому
дѣлу
относились
недостаточно
серьезно.
Вопросъ
этотъ
обычно
связывался съ
благотворитель-
ностью,
между
тѣмъ,
поскольку
пріемлемъ
взглядъ
на
подра-
стающее
поколѣніе,
какъ
на
національное
богатство,
постольку
этотъ
взглядъ
обязываетъ
съ
должной серьезностью
относиться
къ
призрѣваемымъ
сиротамъ,
и
является
совершенно
необходи.
мымъ,
чтобы
пріюты
въ
своей
организаціи
опирались
на
выво-
ды
педагогической
мысли.
И
передъ комиссіей
стояла
необходимость
попытаться
на-
мѣтить
такіе
пути
приярѣнія
дѣтей,
которые, опираясь
на
вы-
воды
современной
педагогической
мысли,
въ
то же
время
исхо-
дили
бы
изъ
современнаго
соціадьнаго
строя.
Прослѣдивъ
разви-
тіе
идеи
трудового
воспитанія,
комиссія пришла
къ
заключенно,
что
всѣ
связанные съ
трудовымъ воспитаніемъ
педагогическіе