50
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
J\jo
3
такъ какъ или
некому
пустить
яхъ
въ
ходъ,
или
же
выборъ
ихъ
оказался
неудачнымъ.
Приглашаютъ
земства
учительницъ
съ полнымъ
гимназическимъ
образованіемъ
и
оставляютъ ихъ
съ
первыхъ
же
шаговъ
бѳзъ
помощи
и
руководителя.
Что
же
можетъ
вырасти
изъ этого
оранжерейнаго
городского
расте-
нія
среди суровыхъ,
незпакомыхъ
и
чуждыхъ ему
условій
сельской
жизни?"
Вотъ картина
общая
школьной
жизни
въ
вемскихъ
школахъ,
а
вмѣстѣ
съ
этимъ
нарисована
вполнѣ
прав-
дивая
картина
дѣятельности
уѣздныхъ
земствъ
по
народному
образованію
въ
настоящее
время.
Нельзя
не
указать,
что
отдѣлы
по
народному
образованно
въ
уѣздныхъ
земствахъ
совсѣмъ
не
вліяютъ,
а
пожалуй,
и
не
могутъ
вліять
на
развитіе
улучшенныхъ
способовъ
обученіа
л
воспитанія
въ
народной
школѣ,
не
могутъ
оказать
свое
содѣй-
ствіе
къ
тому,
чтобы
замѣнить
старые народные
учебники
въ
школахъ
новѣйшими
учебниками,
составленными
на
основаніп
разумныхъ
насущныхъ-
требованій
современной
педагогіи.
Всякому
извѣстно,
что
прохожденіе
того
или
иного
пред-
мета
въ
школѣ
находится
въ
тѣсной
связи съ
учебникомъ,
который
введенъ
въ
школѣ.
Необходимо
нашимъ
земствамъ
просмотрѣть
и
вспомнить
о
^мъ,
каковы
учебники
въ
школахъ
Даже
комиссія при
министерствѣ
народнаго
просвѣщенія
пришла
къ
заключение,
что
„школа
должна
возбуждать
любознательность
учащихся
и
развивать
ихъ
умственныя
способности,
избѣгая
об-
ремененія
одной
лишь памяти
и
зубристики".
Но
можно-ли
возбуждать
любознательность учащихся
и
развивать
ихъ
ум-
ственныя
способности
на
книгахъ
пресловутаго
Баранова?
Оказывается,
что
въ нашихъ
школахъ
Рязанской
губѳрніп
„печальной
памяти
Барановщина"
не
отошла
еще
въ
область
исторіи.
И
нѣтъ
ничего
хуже
въ
школѣ,
какъ
заниматься
по
тяжелому,
неудобопонятному,
неблагодарному
и
не
нравящемуся
учебнику.
Книга
для
класснаго
чтенія
въ
школѣ
въ
настоящее
время
имѣѳтъ
громадное
значеніе,
это
—
въ
большинствѣ
случаев»
энциклопедія
всѣхъ
знаній
ученика.
И
такъ
бываетъ
довольно
часто,
что
ученикъ,
кромѣ
этой
книги.
больше
не
прочитаѳтъ
ничего во всю свою
послѣдующу»
жизнь,
исключая
развѣ
лубочную
литературу.
Поэтому
выборі
учебниковъ
для
школы
—
большое,
отвѣтственное
дѣло.
Бѣгло
срав-
*)
„Народное образованіе
въ
земствахъ".
Подъ
редакціей
Е.
Звягинцева
А.
Обухова,
С.
Сѣрополко
и
Н.
Чехова,
стр.
5.