№
3
ВЪСТЯИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУВЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
57
Методика
обученія
грамотѣ
въ
журнальной
литература
1914-15
г.г.
*)
Вопросъ
о
методахъ
обученія
грамотѣ
иривлекаетъ
за
по-
спѣдніѳ
годы
къ
себѣ
все
болѣе
и
болѣе
вниманія,
при
чемъ
этотъ
вопросъ
теперь
стапъ
уже разсматриваться
не
столько
въ
пло-
скости
практической,
сколько
съ точки
зрѣнія
научно
теоретической.
Въ
журнальньіхъ
статьяхъ
истѳкшаго,
а
частью
тѳкущаго
года,
посвященныхъ
общимъ
обзорамъ
различныхъ
методовъ
обученія
грамотѣ,
мы
находимъ
постоянныя
ссылки
на
научныя
данныя
по
общей
и
экспериментальной
педагогикѣ
и
психологіп,
по
научной
фонетпкѣ
и т.
д.
Такъ,
авторъ
статьи
„Новое
въ
мѳтодикѣ
обу-
танія
грамотѣ"
въ
№ 13
—
14
„Народнаго
учителя"
за
1914
г.
(г,
Зенинъ),
говоря
о
неудовлетворительности
звукового
метода,
ссылается
на
научную
фонетику. „Многихъ
звуковъ",
пишетъ
онъ,
„буквенное
обозначеніѳ
которыхъ
имѣется
въ
каждомъ
языкѣ,
въ
пхъ
чистомъ
видѣ
совсѣмъ
не
существуетъ
въ
рѣчи
человѣка,
—
говоритъ
наука. Въ
этомъ можетъ легко
убѣдиться
каждый,
про-
изнеся
вслухъ
нѣкоторыѳ
изъ
согласныхъ,
напр.:
б,
д, т,
х
и
проч.
При
произнесѳніи
этихъ
звуковъ
мы
ясно
у
слышимъ,
что
про-
изнесли
ихъ
не
въ
чистомъ
видѣ,
а
съ
призвуками
—
гласными.
По
этому
поводу
проф.
Новороссійскаго
университета
А.
М.
Том-
сонъ
говоритъ
слѣцующеѳ:
„Обыкновенно
к,
п, с,
д
и
проч. про-
износятся
приблизительно
индиферѳнтнымъ
положеніемъ
языка
при
срѳднемъ
раскрытии
рта,
т. е.
съ
рѳзонаторомъ,
дающимъ
нѣчно
въ
родѣ
кы, пы,
сы,
ды
и
т.
д.,
такъ что
вмѣсто
мнимыхъ
отдѣльныхъ
согласныхъ
въ
действительности
произносятся
иска-
женный
кы,
пы,
сы,
гы и
проч."
Экспериментальная
фонетика
*)
Перепечатано
изъ
журн.
„Родной
языкъ
въ
школѣ",
сентябрь
1915
г.