ОБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РЯЗАНСКОГО КРАЯ . ТРУДЫ ОБЩЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РЯЗАНСКОГО КРАЯ ВЫП. 31: БИБЛИОГРАФИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ. ЭТНОЛОГИЯ И ПАЛЕОЭТНОЛОГИЯ (АРХЕОЛОГИЯ), Ч. 1 ,ВЫП. 1 / СОСТАВИЛ А. А. МАНСУРОВ - page 8

4
ими
местной
природы
и
всех
прочих
условий обстановки,
и
даже
про-
стой
учет
одних
фактов
этнологического
и
палеоэтнологического
поряд-
ка-
дело
совершенно
необходимое.
Это
первый
и
неизбежный
шаг
после
признанья того,
что
«этнография
продолжение
археологии».
С
практической
стороны допущенное
об'единение
имеет
две
выго-
ды:
для
составления
указателя
и
для
пользования
им.
Дело
в
том,
что
если
бы
выполнить
две
отдельных
работы,
пришлось
бы
очень
значи-
тельное
количество
материала
использовать
дважды.
Так,
например,
описание
городища пришлось
бы
относить
к
теме
«археология»,
а
пре-
дания
о
разбойниках
и
кладах
на
нем
помещать
и
в
«этнографию»,
не
говоря уже
о массе
работ,
где
затронуты
вопросы
и
археологии
и
этно-
графии.
Пользующемуся
указателем
об'единение
полезно
потому,
что
оно невольно наталкивает его на весь
материал,
имеющий
отношение
к
его
интересам,
невольно
вызывает
новые
сопоставления.
Так,
например,
исследователю
современного гончарства
кстати
узнать
о
керамике
древне-славянской
и
наоборот. Исследователь
современного народного
жилища
не
должен
быть
в
претензии,
если
ему
непременно попадутся
под
руку материалы
о
древних
планах
и остатках
жилищ доисториче-
ского
человека.
Вместе
с тем
обилие
и
разносторонность
даваемых
све-
дений
не
может
заслонить
искомого
и
рассеять
внимания
вследствие
де-
тальных
указателей
в
конце
книги,
где
быстро
можно
получить
любую
справку.
Таким
образом,
с
моей
точки
зрения
об'единение
этнологии
н
иалеоэтнологии
в
один
указатель,
является
теоретически
верным
и
прак-
тически
удобным.
При
определении
того
круга
явлений,
который
нужно
было
вклю-
чить
в
работу,
я
не мог
руководствоваться какими-либо
стандартными
приемами
и
поэтому
должен
об'ясиить,
что
я
брал
и
от
чего отказывал-
ся.
Несомненно,
мои
суждения
здесь иногда
были
суб'ективными,
но
иначе
и
быть
не могло.
Этнологию
я
рассматривал,
как
науку
о
местной
племенной
культуре
и
поэтому
включал
в
указатель
данные
по внеш-
нему
быту:
пище,
костюму,
жилищу,
средствам передвижения,
технике,
орудиям производства
и
духовной
культуре
-искусству,
первобытной
науке,
языку,
фольклору
и
верованиям
местного
населения.
Также
от-
мечался
семейный
и
общественный
быт,
от самых
древних
времен
до
новейших явлений
включительно.
Учтены
занятия
и
промыслы
в
их
бытовой
обстановке.
Археология
мной
понималась,
именно
как
палеоэт-
нология
как
доисторическая
этнография. Поэтому
вся
областт.
церков-
ной
археологии
и
исторических
древностей,
еще
недавно
часто
входив-
шая
в
рассмотрение
этой
науки
не
учтена.
В
работу
вошли
археоло-
гические
исследования
погребенных
культур,
но в
ней
нет
описания
древних
церквей,
старых
пушек, мемориальных
надписей,
военных
зна-
мен
и
т. п.
материала,
который
еще
не так
давно
останавливал
внима-
ние
всеоб'емлющего
археолога.
Из
смежных
дисциплин
я
старался
брата,
основное,
очень
немногое,
и
для
того,
чтобы
не
углубляться
в
ту
область,
по
которой
составляется
свой
указатель
и
для
того,
чтобы
не
сделать
работу
слиіпком
расплывчатой
и
нечеткой.
В
частности
замечу,
что из
антропологии
мной
взят
самый
небольшой
материал,
непосред-
ственно
переплетенный
с
вопросами данной
темы;
из
истории
охвачен
материал
по
колонизации
края
и
по
истории
отдельных
селений,
что
представлялось
имеющим
наибольший интерес
для
этиолога.
Затрону-
ты
данные
по
палеонтологии,
так
как
местонахождение костей
ископаемых
животных часто важно в
археологическом
отношении:
клады
отмеча-
лись лишь
древние
до
царского периода;
по
статистике
указаны
основ-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...212
Powered by FlippingBook