РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ЕЕ РАЙОН. ИЗДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКОЙ Ж. Д. - page 344
—
320
-
Проведете
Покровско-Уральской
линіи
нарушило
вѣковыя
традиціи
уральскихъ
торговцевъ,
открывъ
имъ
облегченный
путь
къ
такимъ
рынкамъ,
съ
которыми
у
нихъ
никогда
не
было
сношеній.
Порвать
эти
традиціи
сразу дорога,
въ
силу
разныхъ
причинъ,
не
могла,
но
она внесла
въ
торговлю
такіе
элементы,
которые
постепенно
разрушаютъ
вѣковыя
привычки.
Въ
періодъ
времени
1891-93
гг. въ
Уральскѣ
было
открыто
22
торговыхъ
заведенія,
имѣвшихъ
за
этотъ
періодъ
средній
оборотъ
49.199
руб.
Съ 1894
г.
до
1898
г. въ
Уральскѣ
открылось
69
торговыхъ
заведеній,
но
средній
ихъ
оборотъ
составилъ всего
34.391
руб.
Заведенія
эти оказались
болѣе
мелкими
сравнительно
съ
преж-
ними
и
появленіе
ихъ,
очевидно,
всепѣло
зависитъ отъ
желѣз-
ной
дороги,
давшей
возможность
быстрѣе
оборачивать
капиталы.
Этимъ
же
объясняется
тотъ
фактъ,
что
послѣ
проведенія
же-
лѣзной
дороги
количество
выбранныхъ
свидѣтельствъ
1-ой
гиль-
діи
упало,
тогда
какъ
среднее
годовое
число
мелочныхъ
торго-
выхъ
свидѣтельствъ,
составлявшее
въ
892-94
гг.
—
664,
под-
нялось за
1895-97
гг.
до
1.039
т.
е.,
на
57%.
Насколько
быстро
стали
оборачиваться
капиталы,
можно
видѣть
изъ
того,
что во
время
переписи
одинъ
торговецъ
заявилъ,
что
на
свой
капиталъ,
немного
болѣе
2-хъ
тьтсячъ
рублей,
онъ
дѣлаетъ
оборотъ
въ
годъ
12
разъ,
т.
е.
торгуетъ
на
25
тыс.
руб.
Выгодность
такого
быстраго
оборачиванія
капитала
очевидна:
такой
купецъ,
нажи-
вая
при
каждомъ
оборотѣ,
допустимъ,
только
4°/"
чистыхъ,
прі-
обрѣтаетъ
48°/о
прибыли. Поступившіе
въ
торговый оборотъ
мелкіе
капиталы не
могутъ
служить
при гужевомъ
подвозѣ
и
потому,
чѣмъ
больше
такихъ капиталовъ
вторгнется
въ
уральскую
торговлю,
тѣмъ
болѣе
будутъ
закрѣпляться
за
дорогою товары,
пріобрѣтенные
на
эти
капиталы.
По
подсчету,
произведенному
Н.
Огановскимъ
'),
съ
проведеніемъ
желѣзной
дороги
обороты
всѣхъ
заведеній
увеличились
на
80%;
въ
частности,
оборотъ
промышленныхъ
заведеній—
на
124°/
0
,
торговыхъ
—
на
50%-
Прошлое
положеніе
уральской
промышленности,
увеличив-
шей
свой
оборотъ
послѣ
проведенія
желѣзной
дороги
на
124
°/°,
1
)
Н. Огановскій.
Очеркъ
развитая торговли
и
промышленности
въ
Уральск,
казач/
войскѣ
стр. 192—193.
1...,334,335,336,337,338,339,340,341,342,343
345,346,347,348,349,350,351,352,353,354,...464