РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ЕЕ РАЙОН. ИЗДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКОЙ Ж. Д. - page 369

345
новъ,
съ
годовымъ
оборотомъ
до
200.000
руб.,
двѣ
паровыя
мель-
ницы,
два
кожевенныхъ
завода,
базаръ,
церковь
и
школа.
Въ
скоромъ времени
этому поселку
предполагается
дать
городское
устройство.
Если
удивляются,
что
въ
Америкѣ
вырастаютъ
города среди
бывшихъ
пустынь,
то
должно
быть
не
менѣе
удивительнымъ,
что
здѣсь,
въ
этомъ
краѣ,
которому
уже
дали
названіе
„края
безъ
буду-
щаго
')",
возникъ
въ
какіе-нибудь
четыре
года
такой
крупный
населенный
и
торгово-промышленный
пунктъ.
Въ
окрестностяхъ
станціи
много
кургановъ,
но
самый
извѣ-
стный
изъ
нихъ
(въ
15
верстахъ
къ
сѣверу
отъ
станціи
и
въ
2
верстахъ
отъ
полотна
дороги),
курганъ,
носящійимя
Джаныбека
могущественнаго
хана
Золотой
Орды.
При
этомъ
ханѣ
находи-
лась
въ
наиболѣе
цвѣтущемъ
состояніи
столица
Золотой
Орды
Сарай.
Въ
это
время
Золотая
Орда
была
сильна
внутри
и
грозна
извнѣ,
тогда
черезъ
земли ея
лежалъ
„индѣйскій
путь"
въ
Ев-
ропу,
а
порядокъ
и
благоустройство
обезпечивали безопасность
торговыхъ
каравановъ.
Тогда
Сарай
знакомь
былъ
Западу
и
сла-
вился
на
Востокѣ.
Торговля
въ немъ
кипѣла.
Знаменитый
африканскій
путешественникъ
Ибнъ-Батута
по-
сѣщалъ
Сарай
лично
въ
сороковыхъ
годахъ
XIV
вѣка,
и
въ
описаніи
путешествій
своихъ
оставилъ
намъ
слѣдующія
драго-
цѣнныя
строки:
«Городъ
Сарай
(одинъ)
изъ
красивѣйшихъ
городовъ.
достигшій
чрез-
вычайной
величины,
на
ровной
землѣ,
переполненный
людьми,
съ
краси-
выми
базарами
и
широкими улицами.
Однажды
мы
поѣхали
верхомъ
съ
однимъ
изъ
старѣйшинъ
его,
намѣреваясь
объѣхать
его
крутомъ
и
узнать
объемъ
его.
Жили
мы въ
одномъ
концѣ
его и
выѣхали
оттуда
утромъ,
а
доѣхали
до другого
конца
его
только
послѣ
полудня, совершили
(тамъ)
молитву
полуденную,
поѣли
и
добрались
до
(нашего)
жилища
не
раньше
какъ
при
закатѣ.
Однажды
мы
прошли
его
въ
ширину;
пошли и
верну-
лись
черезъ
полдня,
и
(все)
это
сплошной
рядъ
домовъ,
гдѣ
нѣтъ
ни
пустопорожнихъ
мѣстъ,
ни
садовъ. Въ
немъ
мечетей
для
соборной
службы;
одна
изъ
нихъ
шафійская.
Кромѣ
того
еще
чрезвычайно
много
(другихъ)
мечетей. Въ
немъ
живутъ разные народы,
какъ-то монголы
это
(настоящіе)
жители
страны
и
владыки
(ея);
нѣкоторые
изъ
нихъ
му-
сульмане;
асы,
которые мусульмане;
кипчаки;
черкессы;
русскіе
и ви-
')
А.
К Маликовъ.
„Край
безъ
будущаго".
Москва,
1902
г.
1...,359,360,361,362,363,364,365,366,367,368 370,371,372,373,374,375,376,377,378,379,...464
Powered by FlippingBook