—
354
—
во
время
пути.
Солевозный
трактъ
былъ
далеко
небезопасенъ: киргизы
нерѣдко дѣлалп
набѣги
и
отнимали
воловъ.
По
дорогамъ колодцевъ
было
очень
мало и
фурщики
должны
были
на
каждыя три
фуры брать
чет-
вертую
съ
бочкоіі
воды.
Правда,
съ
возчиковъ
и
даже
ломщиковъ
чинили
особый
сборъ
на- мосты
и
колодцы,
но
ни
того,
ни
другого
не
строилось.
При
такомъ-
жалкбмъ
положеніи
перевозочныхъ средствъ,
казенное
управ-
леніе
пробовало
разныя
мѣры,
чтобы
удовлетворить
требованіямъ
на
соль,
добычу
и
перевозку
отдавало
на
откупъ,
повышало
провозную
плату,
вызывало
желающихъ
изъ
верховыхъ
губерній
переселяться
на
Волгу
и
брать
подряды
на
соль,
предоставляло
переселенцамъ
льготы
на
годъ,
на
два,
наконецъ,
на пять
лѣтъ.'
Но
всѣ
эти
мѣры
далеко
не
соотвѣтство-
вали
нуждамъ
казенной
соляной
продажи.
Рѣшено
было учредить
казен-
ныхъ
возчиковъ;
въ
этихъ
видахъ,
въ
1797
и
послѣдующихъ
годахъ,
поселенцы
по
Волгѣ
и
Еруслану,
занимавшіеся
провозомъ
соли,
были
освобождены
отъ казенныхъ
повинностей
и
приписаны
къ
озеру,
съ
обя-
занностью возить соль.
Такихъ приписныхъ
крестьянъ
значилось
при
Эльтонскомъ
озерѣ
въ
1803
году,
12.893
души
1
).
Возчикамъ
отмежеваны
были земли,
а по
солевозному покровскому тракту
велѣно
поставить
'ко-
лодцы.
Благодаря
этимъ
мѣрамъ,
вывозъ соли съ
Эльтонскаго
озера,
въ
началѣ
тысяча восьмисотыхъ
годовъ,
увеличился
свыше восьми
милліо-
новъ
пудовъ
2
).
Эльтонскою
солью казна стала
снабжать
тринадцать
гу-
берній.
Въ
1802
году
«запутанныя
дѣла»
о
соли,
а
вмѣстѣ
съ ними и
казенные соляные
промыслы,
перешли
въ
вѣдомство
министерства
вну-
треннихъ
дѣлъ,
именно
третьей
экспедиціи
государственнаго хозяйства.
Для
ближайшаго
завѣдыванія
эльтонскимъ
нромысломъ
учреждена
была особая
экспедиція
Эльтонскаго
озера,
на
обязанность
которой
возлагалась
строгая
отчетность
и
особенная забота
о
томъ,
чтобы
накоп-
лялись
склады
соли
при
озерѣ
и въ запасныхъ
магазинахъ.
Послѣдняя
мѣра
вызвала
усиленныя
добычи
эльтонской соли,
доходившія
въ
1806—
1813
годахъ
до десяти
и
даже
одиннадцати
милліоновъ
пудовъ. Въ
эту
*)
Кромѣ
упомянутыхъ уже
семи
спободъ,
приписаны
къ
Эльтонскому
озеру
слободы
Рахинка
и
Владиміровка.
Изъ
12.000
душъ
народонаселенія
въ
1804 году
обязаны
были
возить соль
3.864
человѣка:
они
имѣли
16.070
паръ
воловъ и
314
ло-
шадей;
кромѣ
возчиковъ,
наряжалось
извѣстное
число
погонщиковъ,
пастуховъ
и
разнаго
рода
служителей
при
озерѣ
и
магазинахъ,
такъ что
для
хлѣбоиашества
и
сѣнокоса
оставлено
было
во
всѣхъ
9
слободахъ
1.533
работника,
не
считая ста-
риковъ, больныхъ
и
женщинъ.
2
)
Соль
возили
двумя
трактами:
на
Камышинъ
и
Саратовъ.
Первый
трактъ
отъ
Эльтонской
пристани
до
Николаевской
слободы
существовалъ
до
прекращенія
добычи
соли
на
Эльтонѣ,
т.
е.
до
1882
г.
Дорога
на
Саратовъ,
или
такъ
называемый
покровскій
солевозный
трактъ,
закрыта
была
въ
1850
году.
Казенные
возчики
въ
благопріятное
лѣто
должны
были
перевозить
до двухъ
милліоновъ
пудовъ
въ
Сара-
товъ
и
до
шести
милліоновъ пудовъ
въ
Камышинъ.