315 -
Грузъ пристаней: перевлеоской,шиловской,борковской и жерновицкой со
стоитъ, почти исключительно, изъ одного хлѣба. Огромные запасы хлѣба,
собраннаго въ теченіи зимняго времени въ складахъ на пристаняхъ, съ
открытіемъ навигаціи, грузятся на суда и отправляются въ Москву; сло
живъ съ себя грузъ, суда возвращаются на пристани, гдѣ снова нагружа
ются хлѣбомъ иидутъ въ Москву; наконецъ, разгрузившись, опять сплавля
ются на пристани, нагружаются на нихъ въ третій разъ и дѣлаютъ послѣд
ній путь въ Москву, а по возвращеніи, остаются на пристаняхъ на зимовку.
Такимъ образомъ, въ теченіи всей навигаціи суда успѣваютъ совершить
три пути въ Москву и обратно, или, выражаясь принятымъ терминомъ, сдѣ
лать три
лутины,
Нѣкоторая часть судовъ предназначается для торговли
съ Нижнимъ Новгородомъ; суда эти, по прибытіи съ хлѣбомъ изъ пристаней
въ Москву, нагружаются тамъ кладью московскою, и въ концѣ мая выхо
дятъ въ Нижній Новгородъ, куда приходятъ до ярмарки; по окончаніи же
опой, съ разными товарами возвращаются на рязанскія пристани или слѣ
дуютъ въ Москву, Калугу, Мценскъ и другія мѣста. Первая путина дѣлает
ся въ половодье, и потому грузу кладутъ болѣе, именно, на барку Формен
ныхъ размѣровъ (30 саженъ въ длину и 20 арш. въ ширину) до трехъ
тысячь кулей, вѣсомъ отъ 27 до 28 тысячъ пудовъ; на вторую и третью
путины барки грузятся легче (отъ 2500 до 2700 кулей), чтобы уменьшить
ихъ осадку.
Изъ Нижняго Новгорода суда возвращаются обыкновенно въ концѣ ав
густа и остаются на зимовку, преимущественно, на перевлесской пристани.
Такимъ образомъ, въ теченіи всей навигаціи, главная часть судовъ дѣла
етъ изъ пристаней рязанскихъ трипутпны въ Москву и поокончаніи третьей
остается на зимовку; другая же часть успѣваетъ - совершить слѣдующія
движенія: 1) отъПеревлеса или Шилова въ Москву, 2) изъ Москвы въ Ниж
ній Новгородъ и 3) изъ Нижняго Новгорода въ Перевлесъ,Шилово или Ря
зань; тѣмъ и заключается навигація.
Пристани Забѣлинская и касимовская замѣчательны по большому коли
честву грузящихся на нихъ желѣзныхъ, чугунныхъ (до 250,000 пуд.), сте
клянныхъ и кожевенныхъ товаровъ, которые отвозятся въ Москву, па при
стани рязанскія, въМоршанскъ и Нижній Новгородъ. Въ замѣнъ этого, За
бѣлинская и касимовская пристани получаютъ изъ Моршанока хлѣбъ, съ
Утки желѣзную руду и мыльный подзолъ, изъ Нижняго Новгорода разные
товары и матеріалы для Фабрикъ и заводовъ. Кладь, грузящаяся на при
стани рязанской, отличается своимъ разнообразіемъ; отсюда отправляется
хлѣбъ, солодъ, сѣно, лѣсъ,камень, рыба, сукна и up., всего цѣною около
100,000 руб. серебр. Съ пристаней, находящихся въсс. Сосновкѣ,Дѣдновѣ,