— 313 -
возъ, выходитъ 289,000 возовъ; среднее же разстояніе подвозки отъ
мѣстъ склада слѣдуетъ принять въ 70 верстъ. Такимъ образомъ, если
предположить, что одна и та же подвода, въ теченіи зимняго времени
сдѣлаетъ десять оборотовъ, то количество всѣхъ лошадей, употребляемыхъ
въ этихъ мѣстахъ на перевозку хлѣба, будетъ доходить до 30,000. Зна
чительно также движеніе обозовъ и на другихъ торговыхъ дорогахъ; се
ленія, лежащія на астраханскомъ и липецкомъ трактахъ, промышляютъ
главнѣйшимъ образомъ извозомъ и содержаніемъ постоялыхъ дворовъ. И
здѣсь главная дѣятельность обнаруживается въ зимнее время, впрочемъ и
въ остальное время года опа не маловажна; весной и лѣтомъ начинаютъ
тянуться изъ Воронежской губерніи чумацкіе обозы съ пшеномъ, ячменемъ
и другимъ хлѣбомъ; изъ Москвы и Владимірской губерніи идутъ, съ раз
нымиФабричными издѣліями, троичныя великороссійскія телѣгина ярмарки;
съ пристаней рязанскихъ транспортируются по направленію къ Тулѣ, Ель
цу и Козлову товары, привезенные изъНижняго Новгорода. Въ одинъ Егорь
евскъ ежегодно привозится изъ Москвы 120,000 пудовъ американской
хлопки и еще большее количество льна изъ губерній Ярославской и Вла
димірской. Хлопка и ленъ, въ видѣ издѣлій, развозится потомъ по разнымъ
мѣстамъ Россіи.
Свести итоги всѣмъ этимъ транспортамъ невозможно, но нѣкоторыя
о нихъ понятія можно получить изъ прилагаемой вѣдомости о количествѣ
товаровъ, подвезенныхъ гужемъ къ пристанямъ губерніи и сплавленныхъ
на эти пристани изъ Москвы и Нижняго Новгорода, для дальнѣйшаго от
правленія къ мѣсту назначенія. (х)
2) движеніе товаровъ
судоходствомъ
и
сплавомъ.
Касательно товаровъ, грузившихся на пристаняхъ губерніи, а также
тѣхъ, которые прибыли водою на пристани изъ другихъ мѣстъ и раз
грузились,имѣются довольно опредѣленныя свѣдѣнія.
По отчетамъ управленія 7-й дистанціи, ГѴ* округа путей сообщеній,
цѣнность товаровъ, грузившихся и разгрузившихся на пристаняхъ Рязан
ской губерніи и провезенныхъ мимо оныхъ на судахъ, въ теченіи послѣд
нихъ десяти лѣтъ, была слѣдующая:
(1) См. страницу 316—320