312
г) ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ.
1) ДВИЖЕНІЕ ТОВАРОВЪ СуХОПУТНОЮ ПЕРЕВОЗКОЮ.
О родѣ, количествѣ и цѣнности товаровъ, перевозимыхъ гужемъ, нѣтъ
никакой возможности вывести опредѣленныхъ заключеній; можно только
сказать, что количество товаровъ этихъ весьма значительно и состоятъ
они преимущественно изъ предметовъ сельскаго хозяйства. Съ установле
ніемъ зимняго пути, по всѣмъ дорогамъ, ведущимъ къ торговымъ пунктамъ,
начинается безпрерывное движеніе обозовъ, состоящихъ изъ одноконныхъ
подводъ, пёревозящихъ помѣщичій и крестьянскій хлѣбъ. Сложивъ товаръ;
обозы эти рѣдко возвращаются порожнякомъ, большею же частью приво
зятъ въ свои мѣста предметы, въ которыхъ край ихъ нуждается, въ осо
бенности лѣсъ, дёготь, лубья и тому подобное.
Пути главныхъ торговыхъ движеній пролегаютъ, почти всегда, чрезъ
селенія, отличающіяся своею населенностью и промышленностью жителей,
занимающихся содержаніемъ постоялыхъ дворовъ иизвозничествомъ. Классъ
промышляющихъ перевозкою товаровъ довольно многочисленъ, и затруд
ненія въ наймѣ извощиковъ встрѣчаются рѣдко; притомъ же и цѣна за
перевозку довольно умѣренная. Средняя наёмная плата увеличивается, по-
мѣрѣ приближенія отъ южныхъ уѣздовъ къ сѣвернымъ и къ Москвѣ, и ее
можно положить слѣдующую:
въ южныхъ уѣздахъ, за 100 верстъ съ куля ржи (9 пуд.)
40 коп.
за слѣдующія, ближайшія къ М
осквѣ
100 вер............................... 55 „
еще
далѣе,
за
100 вер. ближайшихъ къ Москвѣ......................... 70 „
паконецъ, за
послѣднія
къ
Москвѣ 100 в е р ................................ 85
„
Самая дѣятельная перевозка совершается, въ теченіи зимнихъ мѣсяцовъ,
къ Москвѣ и къ пристанямъ. Въ Ряжскомъ и въ Сапожковскомъ уѣздахъ
пзвозническій промыселъ имѣетъ особенное развитіе; имъ съ большою
выгодою промышляютъ жители селеній, находящихся вблизи отъ при
станей и торговыхъ мѣстъ. Перевозка хлѣба къ пунктамъ, находящимся
вблизи отъ собственныхъ селеній, даетъ особенныя выгоды здѣшнимъ
извощикамъ и позволяетъ имъ довольствоваться умѣренною цѣною. О зна
чительности извоза въ этихъ мѣстахъ можно судить изъ слѣдующихъ
приблизительныхъ разсчетовъ. Въ зиму, съ 1856 на 1857 годъ, привезено
на перевлесскую, шиловскую, барковскую и жерновицкую пристани до
850,000 четвертей разнаго хлѣба; полагая по три четверти на каждый