375 -
Далеко не такъ выгодны результаты образованія въ сельскомъ насе
леніи: на 140 мужчинъ приходится одинъ мальчикъ и только одна дѣвочка
на 2500 женщинъ. Отношеніе, образующихся въ селькпхъ школахъ, къ об
щему числу сельскихъ жителей, какъ 1:267; слѣдовательно слишкомъ въ
10 разъ менѣе, чѣмъ въ городахъ. Если приложить тѣже самыя сравненія
къ различнымъ сословіямъ губерніи, то выходитъ, что на первомъ планѣ,
относительно образованія, стоятъ сословія дворянское п духовное. Въ по
слѣднемъ результаты выражаются отношеніемъ 1: 8. Многіе изъ дворянъ
воспитываются внѣ губерніи, и потому, трудно сдѣлать правильно подобное
же сравненіе въ дворянскомъ сословіи, но выводы, безъ ѣеякаго сомнѣнія,
будутъ столь же выгодные; самое положеніе этого сословія въ обществѣ
и обязанности его непремѣнно требуютъ образованія, и потому тутъ
неможетъ быть рѣчи о грамотности; она давно уже утвердилась въ этомъ
высшемъ слоѣ общества, здѣсь должны быть приложены старанія о
доставленіи ему лучшаго и совершеннѣйшаго образованія. То же самое
можно, отчасти, сказать и о сословіи духовномъ; чтоже касается до куп
цовъ, мѣщанъ и прочихъ городскихъ обывателей, то здѣсь можетъ быть
только вопросъ о грамотности; теперь, въ губерніи рѣдко встрѣчаются куп
цы, которые, въ должностяхъ ратмана, гласнаго и другихъ, за неумѣніемъ
грамоты, прикладываютъ свою печать вмѣсто подписи; но гораздо труд
нѣе встрѣтить въ этомъ сословіи человѣка образованнаго и просвѣщеннаго.
При всемъ томъ, въ сословіи купцовъ и мѣщанъ грамотность идетъ успѣш
но; приходскія училища наполнены купеческими и мѣщанскими дѣтьми;
изъ нихъ же составляется и половина воспитанниковъ уѣздныхъ училищъ;
но этимъ обыкновенно и оканчивается ихъ воспитаніе: въ дальнѣйшемъ
образованіи они еще не видятъ потребности, а потому объ немъ и по
заботятся. Остальная, несравненно значительнѣйшая часть народонаселе
нія губерніи, можно сказать, погружена въ невѣжество; хотя для об
разованія ея находится около 100 сельскихъ школъ, въ которыхъ учится
до 4000 крестьянскихъ мальчиковъ, новее это такъ ничтожно, въ сравненіи
съ милліонной массой крестьянскаго сословія губерніи, что все предприня
тое для образованія этого сословія, нельзя считать еще дѣйствительной
мѣрой, а только благимъ началомъ, сулящимъ выгоды въ будущемъ. Те
перь, пока, сдѣланъ важный шагъ въ томъ отношеніи, что устранено одно
изъ главныхъ препятствій, къ распространенію грамотности между про
стымъ народомъ, именно: ослабѣло то закоренѣлое предубѣжденіе, которое
имѣли родители противъ образованія своихъ дѣтей; хотя и теперь еще
многіе изъ крестьянъ считаютъ грамоту совершение лишнею для мужи
ка, но, несмотря на это, не препятствуютъ уже сыновьямъ своимъ учиться.