385 —
б) НАРОДНЫЕ ПРЕДРАЗСУДКИ, ПРАЗДНИКИ, ПОВѢРЬЯ, ОБРЯДЫ И НѢКОТОРЫЯ
ЧЕРТЫ СЕМЕЙНАГО БЫТА.
Главная причина несовершенствъ, отпечатокъ которыхъ видѣнъ, какъ
въ сельскомъ хозяйствѣ, такъ вообще и во всемъ быту крестьянина, кроют
ся, безъ всякаго сомнѣнія, въ томъ состояніи необразованности, въ кото
ромъ находится сельское общество. Необразованность эта, доходящая ино
гда до крайняго невѣжества, причиною незнанія законовъ природы, а от
сюда прямо проистекаетъ другое зло,—суевѣріе. Много примѣтъ и вѣро
ваній удерживаются, еще до сихъ поръ, между простымъ народомъ, оста
навливая успѣхи сельскаго хозяйства и вообще совершенствованіе быта
крестьянина. Дни несчастливые и дни, въ которые работать считается
грѣхомъ, строго соблюдаются народомъ и бываютъ очень часто причиною,
что удобнѣйшее время для полевыхъ работъ упускается; время начала
разныхъ полевыхъ работъ, посѣвъ и уборка хлѣба, заказы луговъ, сѣно
косы, все распредѣлено по извѣстнымъ днямъ календаря или, лучше сказать,
по святцамъ; заказы луговъ, наприм:, во многихъ мѣстахъ начинаются съ
Троицына дня, но такъ, какъ день этотъ бываетъ 10 мая и 15 іюня, то убор
ка сѣна часто бываетъ несвоевременна. Укажемъ на нѣкоторыя заблуж
денія, проистекающія прямо отъ невѣжества.
Въ Рязанской губерніи,какъ ивъ другихъ мѣстахъ Россіи, удерживает
ся между простымъ народомъ вѣрованіе въ знахарей и колдуновъ и мно
гіе другіе обряды, хотя въ борьбѣ съ здравымъ смысломъ великорусска
го мужика, вѣрованія эти много уже утратили своей силы. Колдунамъ при
писываютъ возможность портить людей, конечно присодѣйствіп нечистой
силы; они же могутъ и отвратить зло. Въ служители нечистаго, попадаютъ
обыкновенно въ мнѣніи народа какой нибудь умный, но хитрый старикъ
или, еще болѣе, злая хитрая и молчаливая старуха; такихъ людей по на
ружности уважаютъ, но втайнѣ боятся и ненавидятъ; злое ихъ вліяніе
на сосѣдей и знакомыхъ проявляется въ семейныхъ раздорахъ, разныхъ
несчастьяхъ и въ особенности въ болѣзняхъ, припадки которыхъ непо
нятны для крестьянъ. Всѣ эти страшныя проявленія могущества кол
дуновъ слывутъ у крестьянъ подъ общимъ названіемъ
порчи.
Есть дру
гой разрядъ людей, которыхъ считаютъ посвященными въ разныя зна
нія, посредствомъ коихъ они могутъ предотвратить разныя бѣды; къ нимъ
въ особенности любятъ обращаться въ несчастіяхъ, болѣзняхъ и другихъ
бѣдахъ бабы. Знахарь, обыкновенно, ловкій и находчивый плутъ и за
Сі.
оп.
Ряз.
губ.
25