От первых до последних кадров фильм держит
зрителя в непрерывно напряженном состоянии.
Даже по выходе из кинотеатра он долгое время
еще находится под сильным впечатлением виден
ного, в ушах продолжают звучать проникновенные
слова Мичурина: «Благословен труд народа...», а
перед глазами стоит образ уже ставшего близким
и родным человека; то грустного и озабоченного
ученого-одиночки, который борется против суро
вости природы и косности царских чиновников, то
восторженного, смеющегося, Довольного и счастли
вого советского гражданина, когда он показывает
народу добытые ценой нечеловеческих усилий воли,
ума и рук плоды своей творческой жизни. А кру
гом низко склоняются ветви деревьев, отягощенные
алыми и сочными фруктами. И краски, сливаясь с
солнечным светом, образуют чудесную цветовую
гамму, вселяя в вас чувство бодрости.
По своему творческому направлению А. Довжен
ко поэт-публицист. Это роднит его с Маяковским,
влияние которого, несомненно, сказалось на твор
честве Довженко.^Для Довженко кинодраматурга
и кинорежиссера *характерно то же публицисти
ческое и вместе с тем лирико-героическое отражение
борьбы масс, стремление к эпичности и монумен
тальности. Он, как и Маяковский, умеет передать
и революционный пафос масс и двумя-тремя ярки
ми штрихами нарисовать убийственную карикату
ру на врагов народа.
А. Довженко в кино, так же, как и Маяковский в
поэзии, глубину мысли органически сочетает с си
лой чувства, умело использует гиперболу как мощ
ное оружие идейно-художественного воздействия.
Много и упорно работая над пейзажем в этом
замечательном фильме, посвященном показу борь-
7