Известно, что первый вариант фильма о Мичу
рине получился у А. Довженко неудачным, иска
жающим образ великого русского ученого. Тема ге
роического труда, научных экспериментов Мичурина
сместилась в план бытописания. Не борьба с при
родой, не преодоление идеалистического направле
ния в науке оказались в центре драматической кол
лизии фильма, а колючесть, замкнутость и не
уживчивость, «дурной» характер Мичурина. Из
фильма выпало основное — деяние, творчество
Мичурина.
Партийная и общественная критика помогла
А. Довженко переосмыслить идейно-творческий
замысел своего произведения, в результате чего
фильм «Мичурин» получился жизненно-правдивым.
«Я безгранично благодарен партии,— пишет А. Дов
женко,— у меня навсегда запечатлелись в памяти
встреча с товарищем Ждановым, его советы и ука
зания, весь стиль беседы, его благожелательность
и чуткость. После этой встречи передо мной, перед
нашим творческим коллективом встал вопрос о рас
ширении образа Мичурина, о показе его истори
ческой роли, борьбы и торжества материализма над
идеализмом».
Кинофильм «Мичурин» в выпущенном на экраны
варианте стал
замечательным
произведением
искусства. Он правдив; в нем бьется пульс нашей
действительности; он воодушевляет человека на
трудовые подвиги, наполняет его чувством предан
ности своей Родине.
Идейным и правдивым искусство может быть
тогда, когда оно находится в тесной связи с жизнью
народа, когда оно отражает существенные стороны
жизни общества, когда оно воспитывает в народе
высокие моральные качества, освещая ему путь в
4