лучшее будущее. Таково новое, рожденное великим
Октябрем искусство социалистического реализма.
Основой социалистического реализма является
научное мировоззрение марксизма-ленинизма, ко
торое вооружает художника ясным пониманием за
конов и ведущих тенденций развития действитель
ности. Метод социалистического реализма обязы
вает художника изображать жизнь в ее револю
ционном развитии с позиций большевистской идей
ности. Лучшими, высокоидейными и художествен
ными, произведениями искусства могут быть только
те, в которых характер героя, его внутренний мир
раскрывается и развивается в практической дея
тельности, где бытие советского человека про
является и утверждается как деяние, где творче
ский дух этого деяния проникнут социалистиче
ским пафосом и стремлением к построению комму
низма.
Только будучи вооруженным методом социали
стического реализма, А. Довженко смог разобраться
в общественной жизни того времени, увидеть ее
движущую силу, отделить основное от второстепен
ного, необходимое от случайного, показать ростки
нового, прогрессивного с позиций большевистской
партийности.
В свое время А. М. Горький настойчиво советовал
писателям знать три действительности —прошлую,
настоящую и будущую. Он требовал от писателей
умения видеть будущее не только в будущем, но
и в настоящем, в явлениях современности. «Мы
должны,— писал Горький,— эту третью действи
тельность как-то сейчас включить в наш обиход,
должны изображать ее. Без нее мы не поймем, что
такое метод социалистического реализма» («О ли
тературе», изд. 3-е, стр. 409).
5