К пескам для строительных работ по модулю крупности
предъявляются следующие требования:
Группа песков
М одуль
крупности,
мм
К р уп ны й ........................
3 ,5 —2 ,4
С р е д н и й ........................
2 ,5 —1,9
М е л к и й ..........................
2 ,0 —1,5
Очень мелкий
. . .
1 ,6 — 1,1
Тонкий
.........................меньше 1 ,2 •
Количество глинистых, илистых, пылевидных и других час
тиц не должно превышать по весу: в дорожных и асфальтовых
смесях —3%, в бетонах для строительства автомобильных дорог
и в балластном слое железнодорожного пути—10%, в штука
турных растворах — 15%, ® специальных видах бетона —3%.
Рассмотрим отдельно дополнительные требования к пескам
для различных видов строительства.
Пески для приготовления бетона.
Для приготовления бетона
применяются кварцевые пески с крупностью зерен до 5
мм.
Пе
сок должен быть разнозернистым. Желательно, чтобы зерна
были по возможности угловатыми, с шероховатой поверх
ностью. Это обеспечивает высокую прочность бетона при одина
ковом количестве цемента. Присутствие глинистых частиц по
нижает механическую прочность бетона и увеличивает расход
цемента. Наличие в песке чешуек слюды, серного колчедана и
гипса увеличивает коррозию металлической арматуры желе
зобетона.
Песок, предназначенный для производства асфальто- и дег
тебетонных смесей, ,в настоящее время промышленностью ис
пользуется в широких размерах. Для приготовления этих сме
сей используют строительные пески. Кроме этих требований,
песок для смеси должен быть крупным и постоянного грануло
метрического состава. Песка крупнее 5
мм
должно быть не
более 5%. Количество глинистых, илистых и пылевидных частиц
для дорожных асфальто-бетонных смесей не должно превы
шать 2—3%.
Пески крупные, средние и мелкие употребляются как под
стилающий слой автомобильных дорог. Для этих целей допус
кается до 50% зерен гравия размером от 3 до 40
мм.
Строительные пески идут для приготовления кладочных и
штукатурных растворов. Кроме предусмотренных требований,
для растворов применяются пески крупностью от 0,14 до 5
мм.
Технические условия ограничивают содержание в песке сернис
тых и сернокислых соединений нормой в 2%, содержание слю
ды—1%.
Железнодорожный транспорт предъявляет большой спрос
на пески, употребляемые для балластного слоя, хотя лучшим
175