1 6
И ВЕРА, И ВЕРНОСТЬ
изо всех сил умалить решающий вклад нашей страны в разгром
фашизма, как раз не склонны слишком распространяться о том,
какая доля тягот легла на плечи наших народов в то время
и какие страшные жертвы они принесли во имя спасения челове
чества.
Небольшой американский городок Нью-Бэйтаун. Бывший офи
цер-разведчик, участник второй мировой войны бредет по набе
режной. Отвлечемся от смятенности чувств, в которой он сейчас
пребывает, от того, какая судьба ему уготована. Обратим внима
ние только на то, какие подробности фиксирует его воспаленное
сознание: «Я дошел до флагштока и остановился у памятника
в честь героев войны. Там, среди выбитых серебром имен уце
левших, я прочел и свое имя: капитан И. А.Хоули, а ниже
золотом были выбиты имена восемнадцати нью-бэйтаунцев, ко
торые так и не вернулись домой». Это цитата из романа Джона
Стейнбека «Зима тревоги нашей». Вот так-то: серебром— имена
уцелевших, золотом— имена погибших...
Не утаивать потери, а громогласно говорить о жертвах войны!
И не только для того, чтобы утверждать в поколениях, что
спасение европейской цивилизации стоило большой крови на
ших соотечественников. Надгробия с плотными колонками имен
погибших воинов — это прежде всего суровое обличение войны
и грозное предупреждение о ее неисчислимых бедствиях. В наше
время, когда раздаются безумные голоса о переделе границ, это
особенно важно — забывший о жертвах войны обречен на их
повторение.
Серый цементный обелиск с неровными, неуклюжей рукой выло
женными гранями, сквозь штукатурку которых проглядывает
краснота кирпича,— он вовсе не безмолвен. Он говорит о безду
шии того, кто этот памятник ставил. Безымянная стела тоже
имеет свой голос: обобщенная память оскорбляет, ибо ведет
к забвению.
Разумеется, здесь вовсе не идет речь о тех высокохудожествен
ных памятниках, которые, как выдающиеся творения искусства,
будучи и безымянными, сами по себе вызывают беспокойную
работу духа: заставляют скорбить, утверждают мужество, зовут
к борьбе. Такие мемориалы — редкость. Зайдите на главные
площади многих наших сел и небольших городов, взгляните на
стелы и обелиски...
Вот тихий и уютный скверик на площади старинного рязанского
села. Липы и березы успели уже подняться и склонили свою
густую зелень над вершиной обелиска. На этот раз автору памят
ника, казалось бы, нельзя отказать во вкусе: мрамор, облицовоч
ный бетон образуют скупые, строгие формы; рельеф, выполнен
ный на гранях, экспрессивен и выразителен. В памятнике мало
символики: он установлен в честь людей, которые родились
и выросли вот на этой земле, у которых здесь и корни, и продол-