Б-1361022 - page 22

1 8
И ВЕРА, И ВЕРНОСТЬ
Это был рязанец Дмитрий Георгиевич Фроликов из села Красно­
го, избы которого расположились по берегу тихой луговой речки
Пары. А в центре белорусской столицы на мраморной плите
пьедестала, на котором водружена знаменитая «тридцатьчетвер­
ка», светится эмблема Героев— Золотая Звезда и лавровая
ветвь. Рядом надпись: «Этот танк под водительством Героя
Советского Союза гвардии младшего лейтенанта Д. Г. Фролико-
ва в боях с фашистскими захватчиками 3 июля первым ворвался
в Минск».
К огорчению, сплошь и рядом мы наблюдаем и поразительное
равнодушие к своему прошлому, к своим корням, к деянию отцов
и дедов. Ведь прошлое — одно из обстоятельств современной
жизни: оно может укреплять, но и может разрушать нынешний
нравственный порядок. В этом мы убеждаемся на каждом шагу.
Казалось бы, никто не станет отрицать, что моральное состояние
общества во многом обусловлено бытующими в нем представле­
ниями и понятиями о человечности и справедливости, о чести
и достоинстве, о героизме и патриотизме. Казалось бы, никто не
посмеет возражать и против того, что эти понятия, какие бы
требования ни предъявлял к ним нынешний день, несут в себе
исторический опыт народа, начиная от первых сказаний и лето­
писей, от времен создания «Слова о полку Игореве» и кончая
живой памятью современника. Народная память всегда ставила
воинское мужество на такую высоту, вровень с которой в жизни
уже ничто встать не может.
Поколение довоенных пионеров и комсомольцев — как раз на их
плечи потом и легло суровое испытание — было воспитано в не­
нависти к золотым погонам. Словечко «золотопогонник», запу­
щенное в прессу и кино, стало едва ли не самым презрительным.
Великой Отечественной с первых ее дней назвал народ войну
с гитлеровским вермахтом. Назвал, обозначив тем самым и мас­
штаб ее и значение. И почти с первых дней войны выявилась
нравственная несостоятельность близорукого отрицания народ­
ных традиций. Трагические события лета и осени сорок первого
года, которые находят свое скорбное отражение в настоящей
Книге (проанализируйте число потерь того времени), с суровой
очевидностью показали, что созданный послереволюционной
пропагандой «эпос» классовых битв — совсем не та мера героиз­
ма, который присущ подлинно народной войне.
Новый, вынужденный поворот к исконному, героическому прош­
лому имел огромное влияние на самооценку и самосознание
общества в дни суровых испытаний. Обращение к истокам, к по­
двигу наших мужественных предков, к именам великих полко­
водцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Куту­
зова говорило о том, что борьба за свободу, за честь Родины —
это священная война. С тех пор, казалось бы, в общественном
1...,11,12-13,14,15,16,17,18,19,20,21 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,...488
Powered by FlippingBook