Page 221 - Специальный выпуск информационного сборника "Библиотечный хронограф"
P. 221
Фестиваль: день за днём
«Когда мы говорим сегодня о доступности книг для населения
и библиотек, мы прежде всего имеем в виду их подорожание», – развила тему
президент Ассоциации книгораспространителей, руководитель комитета по
поддержке и продвижению
чтения Российского
книжного союза, главный
редактор журнала
«Книжная индустрия»
Светлана Зорина. Светлана
Юрьевна рассказала
о некоторых значимых
тенденциях. Если число
наименований
выпускаемых книг по-
прежнему растет, то общий
тираж снижается. В этом
году падение составило 6,6
процента. Эксперты связывают это с возросшими ценами на книги –
у оптовиков на 16 процентов, в рознице – на 12,3 процента. Ожидается подъем
цен до конца года еще на 6-7 процентов.
Идет падение продаж и числа посетителей в книжных магазинах,
которых с каждым годом становится меньше – минус 220 за прошлый год.
По числу стационарных розничных точек мы отстали от многих европейских
стран. Там норма – один книжный магазин на 14-15 тысяч человек. У нас уже
сейчас один – на 39 тысяч.
Серьезную конкуренцию магазинам составляют маркетплейсы, на их
долю приходится 60 процентов книжной розницы, в то время как на магазины
38 процентов, и эта доля рынка падает.
Вроде бы есть и плюсы. На маркетплейсах книга стоит дешевле,
и доставят ее в пункт выдачи недалеко от дома. Лежи на диване и выбирай.
Однако книгораспространители уверены, что такая ситуация временная.
Устраивая демпинг, маркетплейсы делают условия существования магазинов
еще более тяжелыми. А когда их останется совсем мало, цены взлетят из-за
отсутствия конкуренции.
В то же время издательский бизнес тесно связан с благополучием
именно книжных магазинов, куда поступают основные тиражи. Полки – это
витрина для книг, их можно подержать в руках, полистать, оценить качество
полиграфии, тут же сравнить несколько авторов. А что происходит сейчас?
Люди присматриваются к изданиям в магазинах и делают там свой выбор,
а заказывают книги в маркетплейсах, экономя примерно треть суммы, а то
и половину.
В чем причина демпинга? Светлана Зорина объяснила, что магазины
находятся в более тяжелых экономических условиях – платят за аренду
помещений, у них другая система налогообложения, в отличие
220

