Page 221 - Специальный выпуск информационного сборника "Библиотечный хронограф"
P. 221

Фестиваль: день за днём


                 «Когда  мы  говорим  сегодня  о  доступности  книг  для  населения
          и библиотек, мы прежде всего имеем в виду их подорожание», – развила тему
          президент  Ассоциации  книгораспространителей,  руководитель  комитета  по
                                                                      поддержке и продвижению
                                                                      чтения            Российского
                                                                      книжного  союза,  главный
                                                                      редактор               журнала
                                                                      «Книжная           индустрия»
                                                                      Светлана Зорина. Светлана
                                                                      Юрьевна             рассказала
                                                                      о некоторых          значимых
                                                                      тенденциях.  Если  число
                                                                                      наименований
                                                                      выпускаемых         книг     по-
                                                                      прежнему растет, то общий
                                                                      тираж  снижается.  В  этом
                                                                      году падение составило 6,6
          процента.  Эксперты  связывают  это  с  возросшими  ценами  на  книги  –
          у оптовиков на 16 процентов, в рознице – на 12,3 процента. Ожидается подъем
          цен до конца года еще на 6-7 процентов.
                 Идет  падение  продаж  и  числа  посетителей  в  книжных  магазинах,
          которых с каждым годом становится меньше – минус 220 за прошлый год.
          По числу стационарных розничных точек мы отстали от многих европейских
          стран. Там норма – один книжный магазин на 14-15 тысяч человек. У нас уже
          сейчас один –  на 39 тысяч.
                 Серьезную  конкуренцию  магазинам  составляют  маркетплейсы,  на  их
          долю приходится 60 процентов книжной розницы, в то время как на магазины
          38 процентов, и эта доля рынка падает.
                 Вроде  бы  есть  и  плюсы.  На  маркетплейсах  книга  стоит  дешевле,
          и доставят ее в пункт выдачи недалеко от дома. Лежи на диване и выбирай.
          Однако  книгораспространители  уверены,  что  такая  ситуация  временная.
          Устраивая демпинг, маркетплейсы делают условия существования магазинов
          еще более тяжелыми. А когда их останется совсем мало, цены взлетят из-за
          отсутствия конкуренции.
                 В  то  же  время  издательский  бизнес  тесно  связан  с  благополучием
          именно книжных магазинов, куда поступают основные тиражи. Полки – это
          витрина для книг, их можно подержать в руках, полистать, оценить качество
          полиграфии, тут же сравнить несколько авторов. А что происходит сейчас?
          Люди  присматриваются  к  изданиям  в магазинах  и  делают  там свой  выбор,
          а заказывают  книги  в  маркетплейсах,  экономя  примерно  треть  суммы,  а  то
          и половину.
                 В  чем  причина  демпинга?  Светлана  Зорина  объяснила,  что  магазины
          находятся  в  более  тяжелых  экономических  условиях  –  платят  за  аренду
          помещений,  у  них  другая  система  налогообложения,  в  отличие



                                                      220
   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225   226