что с течением времени мир, окружающий нас, бес
прерывно менялся и меняется. И только зная и учиты
вая историю жизни, можно понять её законы и изме
нять их.
С учением Дарвина Мичурин познакомился, когда у
него накопилось много неразрешимых вопросов. Труден
был путь опытника-самоучки.
Вместо общения с учёными, советов с ними, ему при
ходилось самостоятельно обдумывать, вырабатывать и
проверять свои теоретические предположения, распола
гая только крохотным участком земли и записными книж
ками, куда он заносил всякую новую мысль, наблюдение,
выводы повседневных, практических опытов.
* * *
«
Всё изменяется. В мире нет застывших форм. Всё
поддаётся изменению.
Эти мысли Дарвина были и его мыслями.
Знакомство с учением Дарвина помогло Мичурину
объяснить целый ряд фактов, которые он наблюдал в
своей работе, и навсегда отказаться от ошибочной тео
рии Грелля. Она дорого обошлась Мичурину: 10 лет
почти бесплодных трудов (1875—1885 гг.), когда он тер
пел неудачи одну за другой, но, не бросая работы, про
должал упорно изучать тайны природы, законы развития
растений, продолжал свои опыты, переделывая и изме
няя растения на основе этих законов.
Дарвин доказал, что живые существа всё больше
обогащаются разнообразными приспособлениями благо
даря естественному отбору.
Мичурин же, основываясь на учении Дарвина, искал
и нашёл пути,
к а к сам ом у создавать н о вы е формы,
кото
рые обладают особенной гибкостью в отношении приспо
собления к окружающей среде.
ПЕРВЫЕ УДАЧИ
Работая в саду на Московской улице, ещё приучая по
методу Грелля нежные сорта к суровому климату Рус
ской равнины, И. В. Мичурин прививал в кроны местных
выносливых подвоев черенки южных груш — Вере Ар-
данпон, Маслянистой Анжелики, Дюшес Ангулем, Зимней
сахарной, Вере Люксембург и других.
Почему именно эти груши привлекали
его.
внимание?
36