Page 63 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 63

улица имени Чапаева В. И. в г. Спас-Клепики
                   Смотри: Улицы г. Спас-Клепики.
                   Смотри: п. отд. им. Чапаева В. И. с-за «Желтухинский», Скопинский р-н.

                   улица имени Чапаева В. И. в р. п. Ухолово
                   Смотри: Улицы р. п. Ухолово.
                   Смотри: п. отд. им. Чапаева В. И. с-за «Желтухинский», Скопинский р-н.

                   переулок имени Чапаева В. И. в р. п. Ухолово
                   Смотри: Улицы р. п. Ухолово.
                   Смотри: п. отд. им. Чапаева В. И. с-за «Желтухинский», Скопинский р-н.

                   оз. Чапкас, Шацкий р-н
                   Смотри: с. Печины, Шацкий р-н.

                   г. Чаплыгин, Липецкая область
                   В г. Раненбурге Рязанской области родился известный учёный в области теоретической
                  механики  и  гидроаэродинамики,  академик  АН  СССР  (1929),  Герой  Социалистического
                  Труда  (1941),  заслуженный  деятель  науки  РСФСР  (1929),  лауреат  премии  им.  Н.  Е.
                  Жуковского (1925) Сергей Алексеевич Чаплыгин (24.3.1869–8.10.1942).
                   С недавнего времени г. Раненбург переименован в г. Чаплыгин. Имя Чаплыгина носят
                  улицы  в  Москве  и  Новосибирске,  а  также  его  именем  назван  кратер  на  оборотной
                  стороне Луны.
                           Знаменитые рязанцы. Путеводитель / автор-составитель А. Н. Максаков. – Рязань: Издатель-
                  ство РИАМЗ, 2001. – С. 36
                           Зубков В. И. Знаменитые земляки. – Рязань: Зеленые острова, 2008.
                   «Чаплыгин  Сергей  Алексеевич  [24.35.4.1869,  Раненбург  Рязанской  губернии  (ныне  г.
                  Чаплыгин  Липецкой  области)  –  8.10.1942,  Новосибирск],  учёный  в  области  теоретиче-
                  ской механики и гидроаэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистиче-
                  ского Труда (1941), заслуженный деятель науки РСФСР (1929), лауреат премии им. Н. Е.
                  Жуковского (1925).
                   Окончил  гимназию  в  Воронеже  (1886),  затем  физико-математический  факультет
                  Московского университета (1890). Был оставлен, по рекомендации Н. Е. Жуковского, при
                  университете.  В  1902  г.  защитил  докторскую  диссертацию  «О  газовых  струях»  и  был
                  избран профессором Московского университета по кафедре прикладной математики. В
                  1905–18  гг.  директор  Московских  Высших  женских  курсов.  С  1918  г.  работал  в  Цен-
                  тральном  аэродинамическом  институте  (ЦАГИ)  и  с  1921  по  1931  гг.  руководил  им.  В
                  1931–41 гг. руководил созданием аэродинамических лабораторий ЦАГИ.
                   В  первых  научных  трудах,  посвящённых  проблемам  гидродинамики,  Чаплыгин  дал
                  геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел и жидкости. Последую-
                  щие его работы были посвящены исследованиям двух классических задач теоретической
                  механики (о движении тела при наличии неинтегрируемых связей; о движении тяжёлого
                  твёрдого  тела  вокруг  неподвижной  точки),  за  которые  ему  была  присуждена  в  1899  г.
                  золотая медаль Петербургской Академии наук. В начале ХХ века сделал ряд исследова-
                  ний  по  теории  струй  в  несжигаемой  жидкости.  Его  докторская  диссертация  положила
                  начало отрасли механики – газовой динамике, сыгравшей впоследствии громадную роль
                  в развитии авиации. Труды Чаплыгина составили основу для решения проблем, связан-
                  ных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях. В его фундаментальной работе
                  «»Теория решетчатого крыла» заложены основы теории обтекания решёток циркуляци-
                  онным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и других гидравлических
                  машин.  Им  решён  ряд  сложных  задач  аэродинамики  и  авиации,  заложивших  основы
                  теории устойчивости крыла самолёта в полёте, на взлёте и при посадке. В начале 1930-х




                                                            61
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68