Page 68 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 68

конечно,  на  родной  Рязанской  земле.  Известный  зарайский  краевед  В.  Поляничев
                  предполагает,  что  путь  убиенного  воина  лежал  через  Суздаль,  Владимир,  Коломну,
                  Красный  (Зарайск),  а  из  Красного  –  на  юг,  к  Рязани.  Предание  гласит,  что  это  было
                  весной,  мартовская  оттепель  сменилась  разливом,  стала  преградой  на  пути  река  Вожа.
                  Сейчас это маленькая обмелевшая река, но ещё совсем недавно, во времена молодости
                  моих  бабушек  и  дедушек,  это  была  чистейшая  полноводная  река,  во  время  разлива
                  которой  вода  выходила  из  берегов  на  много  метров,  затопляя  большой  луг,  и убывала
                  очень медленно, до самого лета. Возможно, ратники поняли, что сохранить тело Евпатия
                  от тлена до приезда в город уже не удастся, и решили похоронить его здесь, в этом тихом
                  и  уединённом  месте.  Не  об  этом  ли  предании  пишет  в  «Песне  о  Евпатии  Коловрате»
                  известный русский поэт, собиратель преданий и легенд, долго живший на Рязанщине, Л.
                  А. Мей:
                                        Где честная могила Евпатьева,
                                        Знают ясные зори с курганами,
                                        Знала старая песня про витязя,
                                        Да и ту унесло ветром – вихорем.
                   Ещё  в  довоенные  годы  ученики  Китаевской  школы  проводили  в  долине  небольшие
                  раскопки. Итогом их работы стало найденное древнее оружие, да и река Вожа частенько
                  тогда вымывала воинские доспехи, наконечники стрел и прочие многовековые трофеи.
                  Известно  также,  что  на  месте  часовни  собирались  работать  опытные  археологи,  но
                  планам  помешала  война,  в  дальнейшем  к  этому  проекту  учёные  не  вернулись.  Зато
                  досужие кладоискатели в советские времена варварски раскопали могилу, и, обнаружив
                  остатки воина в доспехах, не тронули их, а меч исполина забрали с собой.
                   Стоит  ещё  особо  отметить  и  то,  что  в  Никольском  храме  села  Николо-
                  Кобылинское до середины 50-х годов XX столетия хранились богатырские доспехи
                  и  оружие,  –  к  сожалению,  также  не  уцелели.  Но,  к  счастью,  живы  ещё  люди,
                  которые помнят эти события, древнюю часовню и место, где она стояла. Ребята из
                  кружка  «Литературное  краеведение»  при  школе  п.  Пионерский  намерены  в
                  будущем провести небольшую исследовательскую работу на основе воспоминаний
                  старожилов.  Вот  только  до  места  захоронения  в  долине добраться трудновато, но
                  это не смущает юных краеведов.
                   На  Рязанщине  имя  воина  Коловрата  известно  широко.  О  нём  сложено  много  легенд,
                  преданий. Испокон веков передавались они в народе, как неугасимая свеча, ярко горящая
                  из глубины веков и освещающая путь русского народа на протяжении многих столетий.
                  Несколько лет назад властями обсуждался вопрос: нужен ли в Рязани памятник Евпатию
                  Коловрату?  Вопрос  остаётся  открытым.  Но  главное  –  память  сердца,  любовь  к  своему
                  прошлому ради настоящего и будущего, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства,
                  помнить наши истоки».
                           Борзова Н. Храбрый воин Евпатий. // Приокская новь. (Рыбное). – 2006. – 14 февраля
                   В Ленинградской, Псковской, Кировской и Тульской областях есть д. Часовня.
                           Информация взята из сети Интернет, с сайта «Почтовые индексы населенных пунктов России»
                  (http://www.zipcode.ru/zipcode//.htm). Информация снята в декабре 2004 г.
                   Смотри: место Богатыревы Острова на р. Ока.
                   Смотри: д. Божьей Воды, Ряжский уезд.
                   Смотри: д. Фролово, Шиловский р-н.

                   урочище Частики у с. Бельское, Спасский р-н
                   «В единственном числе – Части'ка, так у нас, по-местному, называют чащобу. Думаю,
                  что название образовано так…».
                           Из письма Каменева Евгения Николаевича,1963 г. р., уроженца с. Старое Тонино, в данный мо-
                  мент  жителя  с.  Гавриловское  Спасского  района.  Письмо  прислано  в  марте  2010  г.,  хранится  в  личном
                  архиве Бабурина А. В.
                   Смотри: с. Бельское, Спасский р-н.



                                                            66
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73