Page 68 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 68
конечно, на родной Рязанской земле. Известный зарайский краевед В. Поляничев
предполагает, что путь убиенного воина лежал через Суздаль, Владимир, Коломну,
Красный (Зарайск), а из Красного – на юг, к Рязани. Предание гласит, что это было
весной, мартовская оттепель сменилась разливом, стала преградой на пути река Вожа.
Сейчас это маленькая обмелевшая река, но ещё совсем недавно, во времена молодости
моих бабушек и дедушек, это была чистейшая полноводная река, во время разлива
которой вода выходила из берегов на много метров, затопляя большой луг, и убывала
очень медленно, до самого лета. Возможно, ратники поняли, что сохранить тело Евпатия
от тлена до приезда в город уже не удастся, и решили похоронить его здесь, в этом тихом
и уединённом месте. Не об этом ли предании пишет в «Песне о Евпатии Коловрате»
известный русский поэт, собиратель преданий и легенд, долго живший на Рязанщине, Л.
А. Мей:
Где честная могила Евпатьева,
Знают ясные зори с курганами,
Знала старая песня про витязя,
Да и ту унесло ветром – вихорем.
Ещё в довоенные годы ученики Китаевской школы проводили в долине небольшие
раскопки. Итогом их работы стало найденное древнее оружие, да и река Вожа частенько
тогда вымывала воинские доспехи, наконечники стрел и прочие многовековые трофеи.
Известно также, что на месте часовни собирались работать опытные археологи, но
планам помешала война, в дальнейшем к этому проекту учёные не вернулись. Зато
досужие кладоискатели в советские времена варварски раскопали могилу, и, обнаружив
остатки воина в доспехах, не тронули их, а меч исполина забрали с собой.
Стоит ещё особо отметить и то, что в Никольском храме села Николо-
Кобылинское до середины 50-х годов XX столетия хранились богатырские доспехи
и оружие, – к сожалению, также не уцелели. Но, к счастью, живы ещё люди,
которые помнят эти события, древнюю часовню и место, где она стояла. Ребята из
кружка «Литературное краеведение» при школе п. Пионерский намерены в
будущем провести небольшую исследовательскую работу на основе воспоминаний
старожилов. Вот только до места захоронения в долине добраться трудновато, но
это не смущает юных краеведов.
На Рязанщине имя воина Коловрата известно широко. О нём сложено много легенд,
преданий. Испокон веков передавались они в народе, как неугасимая свеча, ярко горящая
из глубины веков и освещающая путь русского народа на протяжении многих столетий.
Несколько лет назад властями обсуждался вопрос: нужен ли в Рязани памятник Евпатию
Коловрату? Вопрос остаётся открытым. Но главное – память сердца, любовь к своему
прошлому ради настоящего и будущего, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства,
помнить наши истоки».
Борзова Н. Храбрый воин Евпатий. // Приокская новь. (Рыбное). – 2006. – 14 февраля
В Ленинградской, Псковской, Кировской и Тульской областях есть д. Часовня.
Информация взята из сети Интернет, с сайта «Почтовые индексы населенных пунктов России»
(http://www.zipcode.ru/zipcode//.htm). Информация снята в декабре 2004 г.
Смотри: место Богатыревы Острова на р. Ока.
Смотри: д. Божьей Воды, Ряжский уезд.
Смотри: д. Фролово, Шиловский р-н.
урочище Частики у с. Бельское, Спасский р-н
«В единственном числе – Части'ка, так у нас, по-местному, называют чащобу. Думаю,
что название образовано так…».
Из письма Каменева Евгения Николаевича,1963 г. р., уроженца с. Старое Тонино, в данный мо-
мент жителя с. Гавриловское Спасского района. Письмо прислано в марте 2010 г., хранится в личном
архиве Бабурина А. В.
Смотри: с. Бельское, Спасский р-н.
66