Page 69 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 69

болота Частые у с. Дегтяное, Спасский р-н
                   Их четыре, они расположены часто, близко друг от друга.
                           Народное сказание о происхождении села Дегтяного. / Рязанские епархиальные ведомости. При-
                  бавление. – 1875. – № 20. – С. 561.

                   место Частые Берёзки между с. Подлипки и с. Дмитриево, Касимовский р-н
                   Объяснение неизвестно. Здесь «озоровали» лихие люди.
                           Родин Н. А. Касимов – Городец Мещерский: Историко-краеведческие очерки. – Рязань: Рус. сло-
                  во, 2002. – С. 211
                           Родин Н. А. Касимов – Городец Мещерский. – Рязань, 1997. – С. 123
                   В Тульской области есть с. Частое.
                           Информация взята из сети Интернет, с сайта «Почтовые индексы населенных пунктов России»
                  (http://www.zipcode.ru/zipcode//.htm). Информация снята в январе 2005 г.
                   Смотри: болото Могилище у с. Ардабьево, Касимовский р-н.
                   Смотри: д. Березники, Сапожковский р-н.

                   водоём Чатское
                   «Чатское  (вар.  Четское).  Возможными  мотивирующими  лексемами  для  данного
                  названия  могут  быть  или  апеллятив  чад,  или  антропоним  Чадо  (ср.  также:  Чадна,
                  Чадной, Чадин, Чадовка (Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки (Список рек и озер). –
                  М.: Наука; 1976. – С. 93, 190, 229, 252)), хотя если принять предположение об апеллятивном
                  происхождении гидронима, то не совсем понятно его значение, может быть, его допус-
                  тимо  истолковать  как  указывающее  на  расположение  озера  возле  выгоревшего  места,
                  либо предположить развитие у слова чад какого-то иного значения (ср. с.-х. чâђ:чàђa,
                  чàд,  чàдина  –  «сажа,  копоть,  густой  туман»,  чâђ  –  «дымка,  легкая  пелена»,  чâђан  –
                  «туманный,  пасмурный»  (Черных  П.  Я.  Историко-этимологический  словарь  современного
                  русского языка: 13560 слов: Т. I, II. – М.: Русский язык, 1994. – Т. II. – С. 373)). Этимологизацию
                  этих  названий  затрудняет  также  наличие  в  гидронимии  Поочья  таких  примеров,  как
                  Чадым, Чадомка, Чада (Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки (Список рек и озер). – М.:
                  Наука; 1976. – С. 240, 252, 256)».
                           Хрусталёв И. Н. Названия озёр и болот Рязанской области. / Рязанский этнографический вест-
                  ник. – Рязань, 2009. – С. 110, 118.

                   д. Чаур, Касимовский р-н
                   «По дороге в Касимов, сразу после Гусь-Железного, есть поворот на Чаур. Что за Чаур
                  такой?
                   Был  у  касимовского  царя  Шигалея  (по-татарски  –  Шах-Али-хана)  –  того  самого,  что
                  всячески содействовал Ивану Грозному при взятии Казани, – служака Теймураз, мальчик
                  на  побегушках.  Каким  чудом  дитя  абсолютно  бедного,  но  знатного  рода  попал  на
                  ханский двор, неизвестно. Но был он столь расторопным, что скоро стал правой рукой
                  хана и к 1530-м годам даже завёл себе небольшой гарем – это при том, что у его господи-
                  на вовсе не было ни одной жены!
                   За  гарем  Теймураза  прозвали  «баловником»,  «шаловливым  ребёнком»  –  что  будет  по-
                  татарски  как  раз  «чаур».  И  вот  ко  времени  третьего похода Ивана Грозного на Казань
                  этот чаур был уже зрелым мужчиной, но ни в чём не смел ослушаться своего господина –
                  Шах-Али.  Казань  сдалась  русскому  царю,  и  Шах-Али,  как  преданный  человек  Ивана
                  Грозного,  сделался  её  правителем.  Чтобы  не  возмущать  общественность,  правитель
                  должен  был  жениться  на  предыдущей  правительнице  Казани,  вдовой  царице  Сунбеке
                  (Сююн-Бике, по-татарски), которая согласилась выйти замуж только после длительных
                  уговоров  и  даже,  поговаривают,  угроз.  По  традиции,  она  послала  жениху  дорогие
                  подарки: закуски и царские одежды.
                   Шах-Али, человек прожжённый в боях и жизни, подарков не коснулся: приказал принять
                  их слуге, чауру.




                                                            67
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74