Page 76 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 76
В Нижегородской области есть деревни Большая и Малая Чамра. В «Нижегородском
топонимическом словаре» Н. В. Морохина название объясняется следующим образом:
«От диал. русск. «чамра» – «сумрак, туман» – характеристика таежного участка, где
расположены деревни».
Морохин Н. В. Нижегородский топонимический словарь. – Нижний Новгород, 1997. – С. 196
Чемра – ж. арх. мокор, мрак, сумрак, меркот; туск, рябь по воде, от ветра; мокрый снег с
туманом.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1989. – Т. 4. – С. 589
Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984. – С. 611
Не исключено, что в основе названия деревни лежит фамилия или прозвище первопосе-
ленца либо владельца. Косвенным аргументом в пользу данной версии могут служить
названия близлежащих населенных пунктов: с. Срезнево, п. Глебково, д. Чурилково, п.
Дивово, с. Ивашково.
Бабурин А.
Атлас Рязанской области. Масштаб 1:100000. – М.: Фирма «Арбалет», 2002. – Л. 28
В середине XIX в. у с. Реткино Рязанского района было второе название – Чемрово.
Списки населенных мест Российской империи. – СПб., 1862. – Т. 35: Рязанская губерния. – С. 6.
болотце Чербушевка у с. Петровичи, Спасский р-н
Смотри: с. Петровичи, Спасский р-н.
место Червлёный Яр у п. Прибрежный, Шиловский р-н
«Февраль месяц. Рязанский город Шилово. Устье Пары. Червлёный Яр. Местная
легенда, как норовистый казачий конь, выбрасывает из сегодняшнего дня во времена
былинные. Здесь, под Шиловом, вершили свои ратные подвиги Илья и Добрыня. Не
сказочные, реальные мечи рассекали морозный воздух. И ворог, пришедший из дикой
Степи, разил насмерть. И горячая богатырская кровь лилась на холодный лёд реки
Пары... Легендарный Добрыня Никитич – рязанец? Век двадцать первый и седая старина
столкнулась на берегах Пары. Преклоним и мы голову у древнего кургана. Здесь нашёл
последнее пристанище былинный богатырь, реальный рязанский воин Добрыня.
Снег и лёд стали красными от крови...
– Хорошо помню, как перед самой войной прибежал ко мне мой дружок – Сашка
Кондратьев, – рассказывает Иван Леонтьевич Стручков, шиловский старожил, краевед-
самоучка (сам себя так величает – Авт.). – «Смотри, – говорит, – какая штука!» – и
показывает здоровенный меч. Помню, металл был весь ржавчиной изъеден. Тяжелен-
ный... Килограммов десять... «Откуда взял?» – спрашиваю. «У пацанов выменял из
Пролетарского посёлка. У них добра этого целая куча».
Дома у Ивана Леонтьевича своя небольшая коллекция шиловских редкостей. В основ-
ном домонгольские медные грошики, наконечники стрел, сохранившиеся фрагменты
деревянной утвари. Откуда?
Есть неподалёку от Пролетарского посёлка (это совсем рядом с Шиловом) Червлёный
Яр. В советские времена официальное краеведение утверждало, что в этом месте на
маёвки собирались сознательные граждане города Шилова – вот и название дали месту
соответствующее: «Червлёный», то есть «Красный». Хотя уже тогда было хорошо
известно, что издавна этот яр особенно почитался местными жителями. Предания
утверждали – здесь на исходе зимы, на месте слияния Пары и Оки, в давние времена
рязанская дружина сошлась в смертельной битве со степняками. Незваных гостей было
очень много, а воинов-рязанцев только сотня. Все полегли. Вместе с дружинниками
бился и легендарный Добрыня Никитич. И тоже сложил голову вместе со своими
товарищами. А снег и лёд Пары стали красными (червлёными) от крови дружинников. С
тех пор и стали называть это место Червлёным Яром.
– Их здесь похоронили, в Червлёном Яру, – продолжает Иван Леонтьевич. – Вон, видите,
целая цепь холмов. Самый большой – Добрынин. Я ещё помню, когда это не холмы были, а
настоящие курганы. Издалека их видно было. Мне, пацану, всегда представлялось – не
курганы это вовсе, а дружина стоит на берегу реки. Впереди богатырь Добрыня...
74