Page 77 - Почему наши села так называются... Том 11. Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
P. 77
Добрыня промышлял разбоем?
Надо сказать, что сама легенда о Добрыне Никитиче в изложении шиловских старожи-
лов значительно отличается от канонических версий. Непривычно и странно слышать,
как в рассказах жителей Пролетарского (ныне Прибрежного) былинный богатырь
превращается в земляка, соседа, пусть легендарного, но своего, здешнего, без дурного
пафоса и фальшивого, показного героизма. Постараюсь привести этот рассказ в том виде,
в каком услышал от одной из старейших жительниц Пролетарского Нины Терентьевны
Кудимовой:
– Старики говорили, что Добрыня был родом из Шилова, боярский сын. По молодости
баловать стал. Под Ерахтуром остров есть, он на нём засел с товарищем, и давай купцов
грабить... Мать его терпела, да и отправила служить в Киев, к князю. Много подвигов
совершил Добрыня, а потом на родину вернулся, чтобы землю свою от степняков
защищать. Вот во время битвы и погиб вместе с дружиной. Десять стрел в него вонзи-
лось, а он всё бился. Сто наших в Яру полегло, а врагов побили – видимо-невидимо. Ни
один не выжил. Добрыню здесь похоронили. Перед самой войной мужики наши шилов-
ские курганы, раскопали, безбожники. Это уж я сама хорошо помню... В самом большом
кургане нашли шлем, меч, кольчугу и пояс с золотыми бляхами. Да и в других курганах
тоже оружие и одежду находили. Мы ребятишками, помню, всем этим добром играли. А
куда потом всё делось, не знаю.
Кстати, некоторые архивные данные подтверждают рассказ Нины Терентьевны.
Действительно, в 1927 году в устье Пары проводились ирригационные работы. В отчётах
упоминается холмистый рельеф местности, который приходилось «выравнивать». Вот
тогда-то богатырские курганы частично и срыли. И ещё... В некоторых вариантах
былины о Добрыне Никитиче богатыря называют Добрыня – Злат Пояс. Не тот ли это
пояс с золотыми бляхами, о котором вспоминает Кудимова?
– Меч и шлем я собственными глазами видела, – подтверждает рассказ своей землячки
Стручков. – После того, как мой дружок закадычный доспехи на игральные бабки
(овечьи кости – любимая забава деревенских ребят) выменял, всё это драгоценное
вооружение до самой войны у него на чердаке паутиной зарастало. В 1942 году мы из
Шилова в Рязань переехали. Тут я дружка своего из виду потерял.
«Контрабандное дело» привело генпрокуротуру в Шилово
Дальше начинается детективная история. Легендарные доспехи периодически «всплыва-
ли» в самом Шилово и его окрестностях. В середине семидесятых кто-то приносил
учителю на урок истории в Пролетарском посёлке тот самый Добрынин меч. Об этом
факте даже сообщала местная районная газета. А когда в годы перестройки начался
настоящий бум, связанный с древнерусскими ценностями, на границе был задержан
контрабандный груз. В тайнике среди икон, серебряной княжеской утвари и ценных
монет древнерусской чеканки таможенники обнаружили пояс с золотыми бляхами... К
«предмету» была прикреплена бумажка с пояснением: «Пояс русского богатыря Добрыни
Никитича. Посёлок Шилово Рязанской области». Так, заактированная как «богатырский
пояс», эта историческая реликвия стала фигурировать в знаменитом «контрабандном
деле» перестроечного времени. Оказалось, долгие годы «Злат пояс» хранился в одной из
частных коллекций Москвы. Его владелец, коренной рязанец, якобы во время войны
приобрёл раритет у своего земляка за мешок картошки. В общем, вещественное доказа-
тельство привело следователей генеральной прокуратуры в Рязанскую область. Каково
же было удивление следственной бригады, когда они узнали, что былинный богатырь
для шиловцев – вовсе не легенда, а вполне реальная личность.
– Вполне возможно, что меч и шлем Добрыни и сегодня где-то в Шилове, – надеется
Стручков. – Недавно мне один знакомый принёс поножи (часть доспехов). Разбирал хлам
в подвале и наткнулся на дедовский сундук. Дед его – мой ровесник, так что по времени,
может быть, эта вещь – из курганов в Чарвлёном Яру. Может быть, в таком сундуке где-
нибудь на чердаке или в подвале и меч богатырский.
75