Page 12 - Рязань аэрокосмическая
P. 12
12 Ðÿçàíü àýðîêîñìè÷åñêàÿ
1.1 Öèîëêîâñêèé Êîíñòàíòèí Ýäóàðäîâè÷
Российский и советский ученый, мыслитель, изобре-
татель, теоретик воздухоплавания и ракетостроения,
всемирно признанный основоположник современной космо-
навтики.
К.Э. Циолковский (17.09.1857 — 19.09.1935) родился в селе
Ижевском Спасского района Рязанской области в семье лесниче-
го. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью
потерял слух. Глухота не позволила продолжать учёбу в школе,
и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил
в Москве, изучал физико-математические науки по программам
средней и высшей школы.
В московский период жизни (1873–1876) Циолковский
встретился с философом, представителем русского космизма Николаем Федоровичем Фе-
доровым, теория которого стала основой многих его работ. Мысль Циолковского: «Земля —
колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели!...» явно вдохновлена идеями его
наставника. Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров.
Под его влиянием Циолковский занялся детальной проработкой отдельных тем, касающих-
ся жизни в космосе, переведя философскую теорию в практическую плоскость. Он детально
проработал многие вопросы: организацию межпланетных сообщений, создание спутников
Земли, космических станций, городов и поселений на других планетах.
В 1879 г. Циолковский экстерном сдал экзамены в Рязанской мужской гимназии на зва-
ние учителя уездных училищ и в 1880 г. был назначен учителем арифметики и геометрии
в Боровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые науч-
ные исследования Циолковского. В 1880-81 гг. он написал работу «Теория газов», в которой
изложил основы кинетической теории газов. Вторая его
работа «Механика животного организма» в те же годы
получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Ци-
олковский был принят в Русское физико-химическое
общество.
Основные работы К.Э. Циолковского после 1884 г.
были связаны с четырьмя большими проблемами: на-
учным обоснованием цельнометаллического аэростата
(дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздуш-
ной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
С 1896 г. систематически занимался теорией движения
реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет даль-
него действия и ракет для межпланетных путешествий.
Первым печатным трудом о дирижаблях был
«Аэростат металлический управляемый» (1892 г.),
в котором дано научное и техническое обоснование
конструкции дирижабля с металлической оболочкой.