Page 16 - Рязань аэрокосмическая
P. 16
16 Ðÿçàíü àýðîêîñìè÷åñêàÿ
Александра во время учебы в гимназии и лицее, отец разорен и живет с новой семьей в своем
имении Сасово, и братья Федоровы теряют материальную возможность продолжать обучение.
1851 год, внешне обозначенный смертью дяди и уходом из лицея, явился важным рубежом
в жизни Федорова. Именно к этому времени исследователи жизни и творчества Н.Ф. Федо-
рова относят первые попытки философского осмысления проблем жизни и смерти, родства
и сиротства, которые всегда волновали Николая Федоровича.
В конце 1853 г. Н.Ф. Федоров по результатам испытаний в Тамбовской гимназии
был удостоен звания учителя истории и географии. С 1854 по 1869 гг. Н.Ф. Федоров препода-
ет историю и географию в уездных городах центральной России. В мае 1869 г. ученик и друг
Н.Ф. Федорова Н.П. Петерсон, переезжая из Москвы в город Спасск Тамбовской губернии
на постоянное жительство, рекомендует Николая Федоровича на свою должность помощника
библиотекаря в Чертковской библиотеке.
В конце 1872 г. Чертковская библиотека была передана Москве и в 1873 г. переведена
в здание Московского публичного и Румянцевского музеев. С ноября 1874 г. по сентябрь 1898 гг.
Николай Федорович — сотрудник центрального хранилища книг, рукописей и документов
России, каким уже был в то время Румянцевский музей. На протяжении двадцатипятилетней
службы в библиотеке музея Федоров занимал должность дежурного чиновника при читаль-
ном зале, противясь всякому повышению, которое не раз предлагала ему дирекция. Одна-
ко уже с конца 1870-х гг. он практически исполнял функции заведующего каталогом. Вёл
аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому
ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Н.Ф. Фёдорова под названием «Фило-
софия общего дела» (т. 1, 1906; т. 2, 1913) были изданы его учениками. Усматривая основ-
ное зло для человека и смерти, порабощённости его слепой силой природы, Н.Ф. Фёдоров
выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции –
воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустрой-
ство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами.
В последние годы жизни Федоров вынужден вновь поступить на службу; в 1901–1903 гг.
он — вольнотрудящийся при Московском главном архиве Министерства иностранных дел.
Здесь он встретил глубокое уважение к своим деловым и личным достоинствам, был согрет
вниманием, поистине родственным отношением, которого ему недоставало всю жизнь.
Умер Николай Федорович Федоров 28 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бед-
ных. Погребение состоялось на кладбище московского Скорбященского монастыря. В 1929 г.
кладбище было снесено, ныне это район улицы Новослободской.
Федоров был создателем учения, обосновавшего новое эволюционное представление
о человеке и его задаче во Вселенной. Человек, по его мысли, призван возглавить развитие
универсума, направить его в соответствии с понятием о высшем идеале, должном бытии. Его
дело — сознательная регуляция природы: овладение стихийными, слепыми силами материи,
перестройка собственного несовершенного организма, выход в космос и, наконец, вершина
регуляции, в которой сосредоточиваются все ее усилия — победа над смертью, возвращение
к жизни всех ушедших в небытие. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Н.Ф. Фё-
доровым как общее дело человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодо-
лению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, учёными и неучёными, богатством
и бедностью, городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии,
Н.Ф. Фёдоров разошёлся с традиционным христианством. Христианскую идею личного
спасения Н.Ф. Фёдоров считал противоположной делу всеобщего спасения и потому