Page 16 - Рязань аэрокосмическая
P. 16

16                    Ðÿçàíü àýðîêîñìè÷åñêàÿ



           Александра во время учебы в гимназии и лицее, отец разорен и живет с новой семьей в своем
           имении Сасово, и братья Федоровы теряют материальную возможность продолжать обучение.
           1851 год, внешне обозначенный смертью дяди и уходом из лицея, явился важным рубежом
           в жизни Федорова. Именно к этому времени исследователи жизни и творчества Н.Ф. Федо-
           рова относят первые попытки философского осмысления проблем жизни и смерти, родства
           и сиротства, которые всегда волновали Николая Федоровича.
               В  конце 1853  г.  Н.Ф.  Федоров  по  результатам  испытаний  в  Тамбовской  гимназии
           был удостоен звания учителя истории и географии. С 1854 по 1869 гг. Н.Ф. Федоров препода-
           ет историю и географию в уездных городах центральной России. В мае 1869 г. ученик и друг
           Н.Ф. Федорова Н.П. Петерсон, переезжая из Москвы в город Спасск Тамбовской губернии
           на постоянное жительство, рекомендует Николая Федоровича на свою должность помощника
           библиотекаря в Чертковской библиотеке.
               В конце 1872 г. Чертковская библиотека была передана Москве и в 1873 г. переведена
           в здание Московского публичного и Румянцевского музеев. С ноября 1874 г. по сентябрь 1898 гг.
           Николай Федорович — сотрудник центрального хранилища книг, рукописей и документов
           России, каким уже был в то время Румянцевский музей. На протяжении двадцатипятилетней
           службы в библиотеке музея Федоров занимал должность дежурного чиновника при читаль-
           ном зале, противясь всякому повышению, которое не раз предлагала ему дирекция. Одна-
           ко уже с конца 1870-х гг. он практически исполнял функции заведующего каталогом. Вёл
           аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги, и поэтому
           ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Н.Ф. Фёдорова под названием «Фило-
           софия общего дела» (т. 1, 1906; т. 2, 1913) были изданы его учениками. Усматривая основ-
           ное зло для человека и смерти, порабощённости его слепой силой природы, Н.Ф. Фёдоров
           выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции –
           воскрешение предков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустрой-
           ство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами.
               В последние годы жизни Федоров вынужден вновь поступить на службу; в 1901–1903 гг.
           он —  вольнотрудящийся  при  Московском  главном  архиве  Министерства  иностранных  дел.
           Здесь он встретил глубокое уважение к своим деловым и личным достоинствам, был согрет
           вниманием, поистине родственным отношением, которого ему недоставало всю жизнь.
               Умер Николай Федорович Федоров 28 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бед-
           ных. Погребение состоялось на кладбище московского Скорбященского монастыря. В 1929 г.
           кладбище было снесено, ныне это район улицы Новослободской.
               Федоров был создателем учения, обосновавшего новое эволюционное представление
           о человеке и его задаче во Вселенной. Человек, по его мысли, призван возглавить развитие
           универсума, направить его в соответствии с понятием о высшем идеале, должном бытии. Его
           дело — сознательная регуляция природы: овладение стихийными, слепыми силами материи,
           перестройка собственного несовершенного организма, выход в космос и, наконец, вершина
           регуляции, в которой сосредоточиваются все ее усилия — победа над смертью, возвращение
           к жизни всех ушедших в небытие. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Н.Ф. Фё-
           доровым как общее дело человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодо-
           лению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, учёными и неучёными, богатством
           и бедностью, городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии,
           Н.Ф.  Фёдоров  разошёлся  с  традиционным  христианством.  Христианскую  идею  личного
           спасения  Н.Ф.  Фёдоров  считал  противоположной  делу  всеобщего  спасения  и  потому
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21