Page 13 - Рязань аэрокосмическая
P. 13

Ðàçäåë 1.
                                              Ïåðâîïðîõîäöû                             13



           Прогрессивный для своего времени проект дирижабля К.Э. Циолковского не был поддержан:
           автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение в Генеральный штаб рус-
           ской армии также не имело успеха. В 1892 г. К.Э. Циолковский переехал в Калугу, где препо-
           давал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился
           к новой и мало изученной области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
               К.Э.  Циолковскому  принадлежит
           идея  постройки  аэроплана  с  металли-
           ческим  каркасом.  В  статье «Аэроплан,
           или  Птицеподобная (авиационная)  ле-
           тательная машина» (1894 г.) даны опи-
           сание  и  чертежи  моноплана,  который
           по  своему  внешнему  виду  и  аэродина-
           мической  компоновке  предвосхищал
           конструкции  самолётов,  появившихся
           через 15-18  лет.  В  аэроплане  К.Э.  Ци-
           олковского крылья имеют толстый про-
           филь с округлённой передней кромкой,
           а фюзеляж — обтекаемую форму. К.Э. Циолковский построил в 1897 г. первую в России
           аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в
           ней и в 1900 г. на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и опреде-
           лил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.
           Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официаль-
           ных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания К.Э. Циолковский не имел
           ни средств, ни даже моральной поддержки.
                                             Важнейшие научные результаты получены в теории
                                         движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их исполь-
                                         зовании в космосе высказывались К.Э. Циолковским ещё
                                         в 1883 г., однако создание им математически строгой тео-
                                         рии реактивного движения относится к 1896 г. Он первым
                                         решил  задачу  о  движении  ракеты  в  неоднородном  поле
                                         тяготения и приближённо рассмотрел влияние атмосферы
                                         на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы
                                         топлива для преодоления сил сопротивления воздушной
                                         оболочки  Земли.  Основное  уравнение  движения  ракеты,
                                         известноекак  формула  ракеты  Циолковского,  впервые
                                         было опубликовано в 1903 г. в работе «Исследование ми-
                                         ровых пространств реактивными приборами».
               В этой статье и последовавших продолжениях её (1911, 1914) он заложил основы те-
           ории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи
           прямолинейного движения ракеты привело К.Э. Циолковского к решению новых проблем
           механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического
           аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы.
               При Советской власти условия жизни и работы К.Э. Циолковского радикально изменились.
           Была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности.
           Его  труды  в  огромной  степени  способствовали  развитию  ракетной  и  космической  техники
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18