ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 103
90
ВСВСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№
5
6
довъ
сама жизнь
привела
къ
тому,
что
земства
должны
были
взять
на
себя
задачу
регулированія
постройки
шкопьныхъ
зданій,
Первыя
данныя
о
состояніи
шкопьныхъ
помѣщеній,
о
сте-
пени
удовлетворительности
ихъ
встрѣчаются
въ
отчетѣ
Дашко-
ва
за
1872
г.
Здѣсь
собраны
слѣдующія
данныя
относительно
5-ти
уѣздовъ.
Въ
Данковскомъ
уЬздѣ
изъ
35
земскихъ школъ
13 удо-
влетворительных^
Раненбургскомъ
—
большинство
помѣщеній
удо-
влетворительно,
Скопинскомъ
—
изъ
28
училищъ
8
неудовдетво-
рительныхъ.
Общества
строятъ
здѣсь
часто
помѣщенія
болѣе
обширныя
и
удобния
чѣмъ
самъ
училищный
совѣтъ.
Въ
Ря-
занскомъ
изъ
19
школъ
—
6
тѣсныхъ
и
холодныхъ.
Въ
Касимов-
скомъ
—
школы хотя
и
не
безъ
недостатковъ,
но
могутъ
удо-
влетворять
стремленіямъ
земства.
Эти
данныя,
хотя
и
касающіяся
менѣе
половины
уѣздовъ>
могли
бы
характеризовать
обстановку
школъ того
времени.
Но
къ нямъ
надо
отнестись
критически: прежде
всего неиз-
вѣстно,
что
положено
было
въ
основу
оцѣнки
удовлетворитель-
ности
шкопьныхъ
помѣщеній;
съ
одной
стороны
(въ
Скопин-
скомъ
уѣздѣ),
общества
строятъ
помѣщенія
„болѣе
удобныя
чѣмъ
самъ
училищный
совѣтъ",
съ
другой
(въ
уѣздѣ
Каси-
мовскомъ)
—
школы
„могутъ
удовлетворять
стремленіямъ
земства".
На
чемъ
же
основано то
и
другое
опредѣленіе
удовлетворитель-
ности
шкопьнаго
помѣщенія,—
намъ
не
извѣстно.
Вообще
при
оцѣн-
кѣ
удовлетворительности
шкопьныхъ
помѣщеній
отдельными
уѣздными
управами
и
членами
училищныхъ
совѣтовъ
берутся
совершенно различные
критеріи
и въ
позднѣйшее
время.
!)
Тѣмъ
меньше
было
согласованности
во
взглядахъ
на
этотъ
пред-
метъ
въ
70-хъ
годахъ,
когда
земства
шли
и
во
всей
области
пароднаго
образованія
вообще
еще
ощупью.
Кромѣ
того,
можно
предположить,
что
вышеприведенныя
мнѣнія
нѣскопькихъ
уѣздовъ
о
состояніи
помѣщеній
въ
1872
г.
спишкомъ
оптимистичны^
потому
что
во
многихъ
позднѣйшихъ
отчетахъ
встрѣчаются
по-
стоянно
указанія
на
неудовлетворительность
шкопьныхъ
зданій.
(Напримѣръ,
30
пѣтъ
спустя
—
въ
1903
г.).
Уже
было
отмѣчено,
что
постепенно
большинство
земствъ
пришли
къ
необходимости
такъ
или
иначе
содѣйствовать
устройству
лучшихъ
шкопьныхъ
помѣщеній.
Какія
же
мѣры
принимались
ими
для
этой
цѣли?
Въ
общемъ
можно
замѣтить
три способа
борьбы
съ этимъ
явле-
*)
На
это
указывается,
напримѣръ,
въ
„Обзорѣ
состоянія народнаго
обра-
зованія
вх
губерніи
за
1903
годъ".
1...,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102
104,105,106,107,108,109,110,111,112,113,...1003