88
ВѢСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№
б
6
Какъ
видно
изъ
этой
таблицы,
въ
'/
0
уѣздовъ
ассигнованіе
по
§
V
больше
150
тыс.
(отъ
161
тыс.
въ
Рязанскомъ
земствѣ
до
289
тыс.
—
въ
Спасскомъ).
Затѣмъ,
въ
4-хъ
уѣздахъ
расходъ
по
народному
образованію
—
отъ
100
до
150
тыс.,
и
только
въ
2-хъ
уѣздахъ
(Пронскомъ
и
Данковскомъ)
.смѣта
§
Y
не
дости-
гаетъ
100
тыс.
При
этомъ
ни въ
одяомъ
земствѣ
размѣръ
рас-
хода
не
спускается
до
50
тыс-,
а
вездѣ
выше
этого;
самое
же
меньшее
—
87.909
руб
—
въ
Данковскомъ
уѣздѣ.
Разница
въ
смѣтныхъ
расходахъ
по
народному
образованію
между
уѣздами
Рязанской
губерніи
довольно
значительна,
достигая
между
двумя
крайними
въ
приведенной
табличкѣ
уѣздами
громадной
цифры
въ
201.891
р.
Другими
словами,
въ
Спасскомъ
уѣздѣ
затрачи-
вается
на
народное
образованіе
больше
чѣмъ
въ
Данковскомъ
въ
3,3
раза. Объясняется
эта
разница
въ
расходахъ между
уѣздами
одной
и
той
же
губерніи
неодинаковымъ
экономиче-
скимъ
положеніемъ
того
или
другого
земства,
неодинаковой
степенью
развитія
народнаго
образованія
и,
наконецъ,
разнымъ
отношеніемъ
къ
самымъ
вопросамъ народнаго
образованія.
Состояніе
школъ.
Пзвѣстно,
какое
огромное
вліяніе
оказываетъ
обстановка
школы
на
весь
ходъ
учебной
жизни.
Подъ
школьной обстанов-
кой
въ
широкомъ
смыслѣ
слова
надо
разумѣть:
1)
правильное
оборудованіе
самаго
школьнаго
зданія
сообразно
съ
требованіями
школьной
гигіены,
и
2)
снабженіе
школы
необходимыми
учеб-
ными
принадлежностями
въ
соотвѣтствіи
съ
требованіями
педа-
гогики.
При
собдюденіи
того
и
другого
условія
при
оборудова-
ніи
школы
наблюдается
прежде
всего
аккуратное
посѣщеніѳ
школы
дѣтьми,
увеличивается
интенсивность
и
успѣхъ
самыхъ
занятій,
и, наконецъ,
повышается
°/о
оканчивающихъ
школу.
Любопытно
просдѣдить,
что
представляли
изъ
себя
школы
Ря-
занской
губерніи
какъ
въ
отношенш качества школьныхъ
помѣ-
щеній,
такъ
и
по
снабженію
ихъ
учебными
пособіями,
и
каково
ихъ
положеніе
въ
этомъ
отношеніи
въ
настоящее
время.
Какъ
уже было указано,
въ
первые
годы
по
введеніи
земства
въ
болыпинствѣ
уѣздовъ
сложилась
такая
система
завѣдыванія
учи-
лищами,
по
которой устройство
помѣщенія,
отопденіе,
освѣщеніе
и
ремонтъ
оставлялись
земствами
на
обязанности
седьскихъ
обществъ.
При
такомъ
порядкѣ,
понятно,
мало
было
надежды
на
болѣѳ
или
менѣе
сносное
оборудованіе
школы.
Прежде
всего,
соотвѣтственно
взгляду
крестьянъ
того
времени
на
школу,
какъ