92
        
        
          
            ВЬСТИИКЪ
          
        
        
          
            РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
          
        
        
          №
        
        
          5
        
        
          —
        
        
          6
        
        
          имѣющее
        
        
          такое важное
        
        
          значѳніе,
        
        
          —
        
        
          заготовка
        
        
          школьной
        
        
          мебели
        
        
          по
        
        
          образцамъ,
        
        
          находящимся
        
        
          въ
        
        
          совѣтѣ
        
        
          или
        
        
          управѣ.
        
        
          ')
        
        
          Съ
        
        
          тѳче-
        
        
          ніемъ
        
        
          времени удовлетворительность
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣщеній
        
        
          все
        
        
          повышается.
        
        
          Однако,
        
        
          въ
        
        
          началѣ
        
        
          900-хъ
        
        
          годовъ
        
        
          встрѣчаются
        
        
          еще
        
        
          указанія
        
        
          на
        
        
          неудовлетворительное состояніе
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣще-
        
        
          ній.
        
        
          Такъ,
        
        
          по
        
        
          отчету
        
        
          1903
        
        
          г.,
        
        
          большинство
        
        
          школъ
        
        
          неудовлетво-
        
        
          рительно
        
        
          по
        
        
          состоянію
        
        
          школьныхъ
        
        
          зданій
        
        
          въ
        
        
          уѣздахъ:
        
        
          Данков-
        
        
          скомъ,
        
        
          Михайловскомъ,
        
        
          Рязкскомъ.
        
        
          Недостатками
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣщеній,
        
        
          главнымъ
        
        
          образомъ,
        
        
          являются:
        
        
          отсутствіе
        
        
          учитель-
        
        
          скихъ
        
        
          квартиръ,
        
        
          несоотвѣтствіе
        
        
          классныхъ
        
        
          помѣщеній
        
        
          количе-
        
        
          ству учениковъ,
        
        
          отсутствіе
        
        
          свѣта
        
        
          и
        
        
          тѣснота
        
        
          п
        
        
          холодъ
        
        
          въ
        
        
          клас-
        
        
          сныхъ
        
        
          комнатахъ.
        
        
          Въ
        
        
          другихъ
        
        
          уѣздахъ
        
        
          положені
        
        
          е
        
        
          ,
        
        
          по
        
        
          даннымъ
        
        
          этого
        
        
          отчета,
        
        
          болѣе
        
        
          благопріятное:
        
        
          неудовлетворительныхъ
        
        
          помѣщеній
        
        
          насчитывается:
        
        
          въ
        
        
          Егорьевскомъ
        
        
          земствѣ
        
        
          изъ
        
        
          47
        
        
          лишь
        
        
          пять,
        
        
          въ
        
        
          За-
        
        
          райскомъ
        
        
          —
        
        
          изъ
        
        
          30
        
        
          —
        
        
          пять,
        
        
          въ
        
        
          Пронскомъ
        
        
          —
        
        
          изъ
        
        
          34
        
        
          —
        
        
          шесть,
        
        
          въ
        
        
          Ря-
        
        
          занскомъ
        
        
          указывается
        
        
          лишь
        
        
          шесть
        
        
          неудобныхъ
        
        
          помѣщеній,
        
        
          въ
        
        
          Ско-
        
        
          пинскомъ
        
        
          лишь
        
        
          три.
        
        
          Въ
        
        
          общемъ
        
        
          сравнительно
        
        
          съ
        
        
          7
        
        
          0-ми
        
        
          годами
        
        
          замѣтно
        
        
          въ
        
        
          отношеніи
        
        
          удовлетворительности
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣ-
        
        
          щеній
        
        
          въ
        
        
          большинствѣ
        
        
          земствъ
        
        
          нѣкоторое
        
        
          улучшеніе.
        
        
          2
        
        
          )
        
        
          Для
        
        
          характеристики
        
        
          внѣшней
        
        
          обстановки
        
        
          школы
        
        
          имѣетъ
        
        
          значеніе
        
        
          количество
        
        
          собственныхъ
        
        
          и
        
        
          наемныхъ школьныхъ
        
        
          зданій:
        
        
          при
        
        
          наличности
        
        
          собственныхъ
        
        
          зданій
        
        
          скорѣе
        
        
          можно
        
        
          ожидать
        
        
          соблю-
        
        
          дете
        
        
          гигіеническпхъ
        
        
          гребованій
        
        
          при
        
        
          постройкѣ
        
        
          школъ.
        
        
          По
        
        
          имѣ-
        
        
          ющнмся
        
        
          относительно
        
        
          900-хъ
        
        
          годовъ
        
        
          свѣдѣніямъ
        
        
          можно
        
        
          заклю-
        
        
          чить,
        
        
          что
        
        
          параллельно
        
        
          съ
        
        
          увеличеніемъ
        
        
          числа школьныхъ
        
        
          зда-
        
        
          ній
        
        
          возрастаетъ,
        
        
          главнымъ
        
        
          образомъ,
        
        
          количество
        
        
          собственныхъ
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣщеній.
        
        
          Съ 1904
        
        
          по
        
        
          1911
        
        
          г. число
        
        
          собственныхъ
        
        
          помѣщеній
        
        
          воз-
        
        
          росло
        
        
          въ
        
        
          земскихъ
        
        
          школахъ съ
        
        
          638
        
        
          до
        
        
          846,
        
        
          т.
        
        
          е.
        
        
          увеличилось
        
        
          на
        
        
          208;
        
        
          наемныхъ
        
        
          —
        
        
          съ
        
        
          37
        
        
          до
        
        
          166,
        
        
          т.
        
        
          е.
        
        
          увеличилось
        
        
          на
        
        
          129.
        
        
          Точными
        
        
          данными
        
        
          состоянія
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣщеній
        
        
          могутъ слу-
        
        
          жить
        
        
          свѣдѣнія
        
        
          о
        
        
          размѣрахъ
        
        
          классныхъ
        
        
          комнатъ,
        
        
          о
        
        
          количествѣ
        
        
          кубическаго
        
        
          содержанія
        
        
          воздуха
        
        
          на
        
        
          учащагося
        
        
          и т. п.
        
        
          Впервые
        
        
          свѣдѣнія
        
        
          объ
        
        
          этомъ
        
        
          встрѣчаются
        
        
          за
        
        
          1885-6
        
        
          г.
        
        
          3
        
        
          )
        
        
          "Въ
        
        
          этомъ
        
        
          г
        
        
          )
        
        
          Упоминая
        
        
          объ
        
        
          этомъ
        
        
          въ
        
        
          своемъ
        
        
          отчѳтѣ
        
        
          за
        
        
          1878'9
        
        
          г.,
        
        
          Дашковъ
        
        
          говорить:
        
        
          „такъ
        
        
          какъ
        
        
          мебель
        
        
          почти
        
        
          вездѣ
        
        
          устроена противъ
        
        
          правилъ
        
        
          гигіены,
        
        
          нельзя
        
        
          не
        
        
          порадоваться,
        
        
          что на
        
        
          это,
        
        
          наконецъ,
        
        
          обращено
        
        
          вниманіе".
        
        
          а
        
        
          )
        
        
          Общаго
        
        
          вывода,
        
        
          впрочемъ,
        
        
          сдѣлать
        
        
          на
        
        
          основаніи
        
        
          этихъ
        
        
          данныхъ
        
        
          невоз-
        
        
          можно:
        
        
          свѣдѣнія
        
        
          взяты изъ
        
        
          отчетовъ
        
        
          уѣздныхъ
        
        
          управъ,
        
        
          а ими
        
        
          положены
        
        
          раз-
        
        
          личные
        
        
          критеріи
        
        
          въ
        
        
          оцѣнку
        
        
          удовлетворительности
        
        
          школьныхъ
        
        
          помѣщеній.
        
        
          На
        
        
          это
        
        
          указывается
        
        
          и
        
        
          въ
        
        
          отчетѣ
        
        
          члена
        
        
          губернскаго
        
        
          училищнаго
        
        
          совѣта
        
        
          за
        
        
          дан-
        
        
          ный
        
        
          годъ.
        
        
          3
        
        
          )
        
        
          Статистический
        
        
          сСорникъ
        
        
          „Народное образованіе
        
        
          въ
        
        
          Рязанской
        
        
          губер-
        
        
          ніи",
        
        
          1889
        
        
          г.,
        
        
          стр.
        
        
          LXI.