ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 111
98
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКДГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
№ 5
б
какъ
вопросъ
хозяйственный,
и
потому
земствамъ
въ
этомъ
от-
ношѳніи
предоставлена
извѣстная
свобода
дѣйствія.
Но,
вмѣстѣ
съ
тѣмъ,
путемъ
доставпенія
школамъ
учебныхъ
пособій
зем-
ства
могутъ
оказывать
впіяніе
на
ходъ
учебной
жизни
въ
шко-
лахъ.
Этимъ путемъ
можетъ
быть
создана,
кромѣ
того,
боль-
шая связь земства съ
учащимъ
персоналомъ:
въ
нѣкоторыхъ
зѳмствахъ
въ
поспѣднее
время
создается
такой
порядокъ снаб-
женія
учебными
пособіями,
по
которому
они выписываются толь-
ко
послѣ
опроса
учащихъ
объ
учебникахъ
и
сводки
получен-
ныхъ
данныхъ.
Въ Московскомъ
губернскомъ
земствѣ
проекти-
руется,
кромѣ
того,
обсужденіе
подученныхъ
такимъ
путемъ
свѣдѣній
на
совѣщаніи
завѣдующихъ
хозяйственной
частью
школъ
въ
уѣздахъ.
Въ
послѣдніе
годы
предпринята
земствами
еще одна
интересная
попытка
въ
этой
области: 19
—
22
мая
1913
г.
происходило
въ
Уфѣ
общеземское
совѣщаніе
объ
ор-
ганизаціи
земскаго
книгоиздательства
и
книгопродавческаго
това-
рищества. Основные
тезисы,
вынесенные этимъ
совѣщаніемъ,
заключаются
въ
слѣдующемъ:
„1) выборъ,
созданіе
и
распро-
страненіе
учебниковъ
и
учебныхъ
пособій
и
руководствъ
для
начальныхъ
школъ
и
книгъ
для
народныхъ библіотекъ
соста-
вляютъ
прямую
насущную
задачу земства,
какъ въ
видахъ
воз-
можнаго
удешевленія,
такъ,
въ
особенности,
въ
видахъ
упуч-
шенія
ихъ
качества, безъ
чего
всеобщее
обученіе
не
достигнетъ
своей
цѣди;
2)
цѣль
эта
можетъ
быть
достигнута путемъ
объединенія
дѣятельности
земствъ
въ
указанномъ
направденіи".
Изъ
этого
постановленія
совѣщанія
видно,
что
въ
настоящее
время
дѣлу
снабженія
школъ
учебниками
и
учебными
пособіями
придается
такое
значеніе,
что
въ
цѣляхъ завѣдыванія
имъ
воз-
никаетъ
новая
организація
—
общеземская.
У
ч
а
щ
і
е
с я.
Большое
значеніе
для
характеристики
шкопьнаго
дѣла
въ
той
или
другой
мѣстности
имѣютъ
также
различныя
данныя
относительно
учащихся.
Особенно
важны
свѣдѣнія
о количеств
fe
учащихся,
измѣненіе
этого числа
въ
разные
годы,
распредѣленіе
школьниковъ
по
поламъ,
по
возрасту,
°/
0
оканчивающпхъ
шко-
лы
и т.
п.
По
всѣмъ
этимъ
даннымъ
можно
судить
объ
успѣшности
школьныхъ
занятій,
объ
отношеніи
населенія
къ
обученію
своихъ
дѣтей,
о
распространен^
среди
населения
грамотности
и т.
д.
1...,101,102,103,104,105,106,107,108,109,110
112,113,114,115,116,117,118,119,120,121,...1003