ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА . 1915 г. № 5-12. МАЙ-ИЮНЬ. ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ. - page 56

М б
6
ВЬСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
43
Прежде
чѣмъ
приступить
къ
разработкѣ
избранной
темы,
нужно
сказать
нѣсколько
словъ
о томъ
мѣстномъ
зем-
скомъ
матеріалѣ,
который
служилъ
источникомъ,
главнымъ
образомъ,
для
историческаго
очерка
народнаго
образованія
въ
Рязанской
губерніи.
Какъ
видно
изъ
сдѣланнаго
перечисле-
нія
матеріаловъ,
при
этомъ использованы
были,
главнымъ
обра-
зомъ,
журналы
и
обзоры
состоянія
народнаго
образованія
по
гу-
берніи.
Въ
этихъ
матеріалахъ
мы
находимъ иногда
чрезвычай-
но
интересныя
и
богатыя
по
содержанію
свѣдѣнія,
но они
отно-
сятся
къ
отдѣльнымъ
годамъ,
когда
были
произведены
болѣе
детальныя
статистическія
обслѣдованія
(напримѣръ,
за
1885-6
и
за
1893
г.).
Вмѣстѣ
съ
тѣмъ,
за
рядъ
лѣтъ
не
встрѣчается
никакихъ
свѣдѣній
о
количественной
сторонѣ
школьнаго
дѣла,—
даже
такихъ
основныхъ,
какъ
данныя
о
чисдѣ
школъ
(за
годы
1876-1877,
1879-1881,
1883-1892,
1897-1900),
о
числѣ
уча-
щихъ
(лишь
съ
1885-6
г.,
и
то не
за
каждый
годъ,
а
съ
боль-
шими
пропусками),
о
числѣ
учащихся
(съ
1879
г.,
тоже
не
послѣдовательный
рядъ
лѣтъ),
свѣдѣнія
о
раеходахъ
по
шко-
ламъ
(съ
1879
г.,
неежегодныя)
и
т. п.
Еще
болѣѳ
случайны
и
неполны
данныя,
касающіяся
развитія
внѣшкольнаго
образо-
ванія
въ
губерніи.
Такимъ
образомъ,
главнымъ
недостаткомъ
имѣющихся
по
губерніи
матеріаловъ
служитъ
неполнота
ихъ,
отсутствіе
въ нихъ
данныхъ
за
послѣдовательный
рядъ
лѣтъ
даже
по
основнымъ
вопросамъ
относительно
развитія
народнаго
образованія.
*)
Ежегодные
же
обзоры
о
состояніи
народнаго
образованія
въ
губерніи
появляются
лишь
съ
1903
года.
Кромѣ
неполноты
свѣдѣній
нужно
отмѣтить
также
несравнимость
и
невозможность
объединенія
данныхъ
за
разные
годы,
такъ какъ часто
мѣня-
лась по
отдѣльнымъ
годамъ
самая
форма
отчетовъ,
и
суживалась
и
расширялась
программа
ихъ.
Это
относится
даже
къ
900-мъ
годамъ,
когда
начала
вы-
рабатываться
уже
болѣе
постоянная
форма
обзоровъ
о
состояніи
народнаго
образованія
въ
губерніи.
Напримѣръ,
учащіѳ
по
обра-
зовательному
цензу
сначала
распредѣлялись
отдѣльно
по
двумъ
категоріямъ:
лица
съ
среднимъ
и
съ начадьнымъ
образованіемъ;
съ
1905
же
года
начинается
объединеніе
этихъ
двухъ
группъ
преподавателей
въ
одну,
и
вслѣдствіе
этого
теряется
возможность
х
)
Нѣсколько
пополнить
означенный
пробѣлъ
могли
бы
свѣдѣнія,
взятыя
изъ
журналовъ
и
докладовъ
отдѣльныхъ
уѣздныхъ
земскихъ
собраній,
и
дан-
ныя,
имѣющічся
въ
распоряженіи дирекціи
народныхъ училищъ,
но
добыгь
таковыя
не
имѣлось
возможности.
1...,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55 57,58,59,60,61,62,63,64,65,66,...1003
Powered by FlippingBook