44
ВЬСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
№.
5
6
прослѣдить
отдѣльно
измѣненіе
количества
учащихъ
съ
среднимъ
и
съ начальнымъ
образованіемъ.
Сильно
отличаются также
между
собой
отчеты
отдѣльныхъ
уѣздовъ^
вслѣдствіе
чего
приходится
иногда
жертвовать
очень
интереснымъ
матеріаломъ.
Такъ,
на-
примѣръ,
во
многихъ земскихъ отчетахъ-
о
ходѣ дѣда
введенія
всеобщаго
обученія
отсутствуютъ
свѣдѣнія
о
количествѣ
откры-
тыхъ
по
сѣти
комплектовъ,
и
вслѣдствіе
этого
невозможно
дать
картину
степени
осуществденія
школьныхъ
сѣтей
въ
губерніи
въ
настоящее
время.
Надо
имѣть
также
въ
виду,
что
отдѣльныя
данныя
въ
обзорахъ,
а
иногда
и
цѣлые
отчеты
пріурочивались
къ
разнымъ
моментамъ,
—
то
къ
серединѣ,
то
къ
началу
учебнаго
года,
т.
е.
брались
свѣдѣнія
то за
гражданскій,
то
за
учебный
годъ.
Но
это
послѣднее
обстоятельство
оказало меньшее
влі-
яніе,
чѣмъ
два
вышеприведенныхъ
недостатка
матеріаловъ:
циф_
ровыя
данныя
брались
изъ
погубернскихъ
обзоровъ
о
состояніи
народнаго
образованія,
а
они
пріурочивались,
большей
частью,
къ
учебному
году.
Народное
образованіе
въ
земствахъ
Рязанской
губерніи.
Развитіе
народнаго
образованія
въ
Рязанской
губѳрніи
идетъ
въ
общемъ
тѣми
же
путями,
какъ
и въ
другихъ
земствахъ.
Какъ
извѣстно,
насдѣдство,
полученное
земствами
отъ
дорефор-
меннаго
времени
въ
области
шкодьнаго
дѣла,
было
очень
жал-
кое
какъ по
количеству,
такъ
и
по
качеству.
Ко времени
введенія
земскихъ
учрежденій
въ
Рязанской
губерніи
существовало
три рода
школъ:
1)
школы
государстввн-
ныхъ
крестьянъ,
2)
общественныя
школы
крестьянъ
врѳменно-
обязанныхъ,
и
В)
церковно-приходскія
школы.
Всего
школъ
насчитывалось
въ
губерніи
1145.
*)
По
вышеназваннымъ
катѳ-
горіямъ
школы эти
распределялись
такимъ
образомъ:
1)
школъ
крестьянъ государственныхъ
(было)
.
.
222
2)
„
„
временно-обязанныхъ
(было).
.
150
3)
„
церковно-приходскихъ
(было)
773
2
)
1
)
Свѣдѣнія
о
количествѣ
школъ
взяты изъ книги
„Обозрѣніе
2б-лѣтней
дѣятельности
земства".
Изданіе
губернскаго
земства,
стр.
64
—
65.
2
)
Приводя
эту
послѣднюіо
цифру,
составитель
„Обозрѣнія"
—
Повалишинъ
—
говоритъ:
„если
эта
цифра
и
вѣрна,
то она
не
выражала
собою
числа
школъ,
въ
дѣйствительности
прочно
поставленныхъ,
а
именно
было
только
одно
стрем-
леніе
къ
тому, чтобы
такое
число школъ
было".
„Обозрѣніе",
стр.
65.