№
11
ВЪСТНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУБВРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
45
первой
чѳловѣческой
заботы. Ясна
необходимость
въ
неносред-
ственныхъ
впечатлѣніяхъ
отъ
природныхъ
силъ,
дѣйствующихъ
на
землѣ.
Ясна
ненужность
для
цѣлей
планомѣрнаго
развитія
ребенка
профессіональнаго
труда,
притупляющаго
его
способности.
Всѣмъ
этимъ
условіямъ
отвѣчаетъ
участіе
дѣтей
въ
рабо-
тѣ
фермы, разнообразной
по своимъ
формамъ,
тѣсно
связанной
съ
природными
факторами,
дающей
массу
наблюденій
и
фактовъ
въ
области
естѳствознанія.
Большая простота
человѣческой
жиз-
ни
въ
сравненіи
со
сложной
городской
обстановкой
еще
болѣе
заставляетъ
признать
эту
обстановку
наиболѣе
благопріятной
для
разумной
дѣтской
жизни.
Основываясь
на
всемъ этомъ
матеріалѣ,
комиссія
сочла
воз-
мозкнымъ
попытаться
намѣтить
конкретно рамки
типовъ
прі-
ютовъ,
которые
при
благопріятныхъ
условіяхъ
могли
бы
отвѣчать
тѣмъ
положеніямъ,
которыя
комиссіей установлены. И
прежде
всего
комиссія
должна
была
коснуться вопроса
о
томъ,
доджны-
пи
такіе
трудовые
пріюты
быть
учрежденіями
закрытаго
или
же
открытаго
типа.
Практика
пріютовъ
у
насъ
въ
Россіи
и
на
Западѣ
позноляетъ
установить
определенно
отрицательное
отно-
шеніе
къ
закрытому
типу
учрежденія,
и
комиссія
полагаетъ,
что
проектируемые
пріюты
не
должны
быть
замкнутыми,
они
долж-
ны
поддерживать
общеніе
съ
окружающимъ
населеніемъ. Не
конкретизируя
тѣхъ
путей,
какими
это
можетъ
быть
достигну-
то, комиссія
признаѳтъ,
что
пути
такого
общенія
должны
быть
найдены
въ
процессѣ
самой
жизни
пріюта
(напримѣръ:
посѣще-
ніе
дѣтьми
школы,
посѣщеніе
пріюта
посторонними,
при
чемъ
это
посѣщеніе
не
должно
препятствовать
текущей
трудовой
жиз-
ни
дѣтей;
этому
же
общенію
съ
окружающимъ
населеніемъ
мог-
ли
бы способствовать
разнаго рода
культурныя
начинанія
прі-
юта,
напр.,
чтенія
и
тому
подобное).
Трудовой пріютъ,
если
организация
его
будетъ
построена
на
правильныхъ
началахъ,
мыслит-
ся какъ
культурная
ячейка
въ
деревнѣ,
ячейка
болѣе
высо-
кой,
не
только
сельскохозяйственной,
но
и
общей
культуры,
ко-
торая
должна
имѣть
на
окружающее населеніе
плодотворное
вліяеіе.
Исходя
изъ
всѣхъ
развитыхъ
въ
докладѣ
соображеній,
ко.
миссія
полагаетъ,
что
проектируемые
пріюты
не
могутъ
имѣть
большого
количества
дѣтей.
Большое скопленіе
ихъ,
быть
мо-
нета,
,
дастъ
нѣкоторыя
преимущества
въ
экономіи расходовъ,
но
въ
воспитательномъ
отношеніи
это
скоппеніе
должно
почитать-
ся не
достигающимъ
цѣли.
15
—
20
дѣтей
разнообразнаго
воз-