КАЛЕНДАРЬ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА 1907 ГОД (3-Й ПО ВИСОКОСЕ, В 365 ДНЕЙ). / СОСТАВИЛ ЧЛЕН-СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА И. И. ПРОХОДЦОВ. - page 416
395
ложеній
и
догадокъ,
можно
дѣлать,
какъ
дѣлается
и
всѣми,
выводы,
которые,
конечно,
не
могутъ
считаться
точными,
о
степени
грамотно-
сти
Рязанскаго
края.
Несоынѣнно,
только
одно, что,
если
въ
Рязан-
ской
области были какія либо
школы,
то въ
самое
первое
время,
какъ
и
вездѣ,
главною
причиною
введенія
ихъ
была
потребность
въ
настав-
никахъ
и
священнослужителяхъ
только
что
приеятаго
христіанства
8
)
и
во всяконъ
случаѣ
первая
школа какъ
и
вездѣ
создалась
не
вну-
треннею
потребностью
народа,
но
являлась
одною
изъ
мѣръ
прави-
тѳльственныхъ
®),
„на
утвержденіѳ
вѣры"
10
)
„для
укрѣпленія
вѣры"
n
)
и не
была
школою
правильною
и
организованною
12
).
Вдумываясь
въ
текстъ
лѣтописнаго
повѣствованія
о
древнѣишемъ
періодѣ
русской
грамотности:...
„Пославъ
нача поимати
у
нарочитое
чади
дѣти
и
да-
яти
нача на
ученье
книжное,
матере
же
чадъ
сихъ
плакахуся
по
нихъ,
еще
бо
не
бяху
ся
утвердили
вѣрою,
но
яко по
мертвеци
плакахуся"
13
)
—
нельзя
не
видѣть
въ
выраженіи
„нача
поимати"
—
насильствен-
наго
способа
отбирапія
дѣтей
въ
наученье,
а
въ
выраженіи
„даяти
въ
наученье
книжное",
что
училища
при
Влади
мірѣ
устроены
не
бы-
ли,
а
дѣтёй
просто
собирали
и
отдавали
духовенству
для
просвѣще-
нія
ученіемъ
христіанскимъ
словесно,
или
по
книгамъ.
Такъ
пони-
маютъ
это
извѣстіе
лѣтописи
С.
М.
Соловьевъ
14
),
Эверсъ
15
),
Та-
тищевъ
16
).
И
глаголъ
учити,
но
толкованію
словаря
Брокгауза
и
Ефрова,
употребляемый
часто
въ
лѣтописяхъ,
надо
понимать
не
въ
смыслѣ
гакольнаго
обученія,
а въ
смыслѣ
поученія
посредствомъ
про-
8
)
Забѣлинд:
Характеръ
древн.
народ,
образ,
въ
Россіи.
От.
Зап.
1856
г.
№
3.
9 і
Окольскгй,-
объ
отв.
Госуд.
къ
нар.
образ-
C1IB.
1872 стр.
99.
І0
)
Хмыровг
:
Училища
н
образов,
на
Руси
до
Петра.
Народы,
школа
1864
г.
№4
—
10.
-В.
IIempoes\
Очерки
по
истор. грамоты
въ
Россіи.
Новое
Слов.
18
96
/э7
г
№
1
-2.
п
)
Мирополъшіі
■
Очеркъ
Ист.
церкивно-нриход.
шк
вып.
I,
СПБ.
1894
г.
стр.
10 15.
12
)
Милюкова
Очерки
по
истор. рус.
культуры,
вын.
2,
стр.
6;
О
коль-
скій,
—
объ
отн.
госуд.
къ
народ,
образ.,
стр. 99
-
100
13
) Лавр.
лѣт.
стр.
51;
У
Миропольск.
стр. 18.
У
Петрова
-
въ
Нов.
Сл.,
№
1
стр.
84.
н
)
С.
М.
Соловьеве
въ
Y
т.
Ист. Рос.
пишетъ:
„Училищѣ
при
Вла-
динірѣ
заведено
не
было,
а
дѣтей
роздали учиться
по
церквамъ
у
священни-
ковъ.
Тоже
си.
у
Околъскаіо
стр.
101
н
103.
16
)
Эверсд.
Также отвергаетъ
учрежденіе
Владиміромъ
школъ,
и
допус-
каетъ
только,
что
дѣтей
брали
и
отдавали
въ
наученье
епископамъ
въ
цѣ-
ляхъ
приготовленія
ко
священству.
^
1е
)
У
Татищева
сказано:
„И
тако
Вд^Ш^^^Щміб^Лобрать
дѣ-
тей
знатныхъ,
среднихъ
и
убогихъ,
роздая
йо
о^ркв'аыъ
сіящй^адъ
юпри-
четники
въ
наученье
книжное
(Ч. И,
стру
76).
\%\
1...,406,407,408,409,410,411,412,413,414,415
417,418,419,420,421,422,423,424,425,426,...489